Итальянские университеты извинятся за антиcемитские законы

5 сентября 1938 года король Италии Виктор Эммануил III подписал печально известные расовые законы, которые исключали евреев из общественной жизни в фашистской Италии.

Одной из первых удару подвергалась научная среда. «В течение недели евреев выгнали из школ и университетов; потребовалось немного больше времени, чтобы изгнать их из государственного управления, армии и больниц», – говорит историк Анна Фоа. Восемьдесят лет спустя итальянские университеты извиняются за это. 20 сентября деканы всех 83 крупнейших итальянских университетов соберутся в Пизе, чтобы извиниться перед еврейской общиной страны. Место было выбрано потому, что расовые законы были подписаны в городе падающей башни. Король Виктор Эммануил оказался на окраине города, где ему принадлежал загородный дом.

Это «первый случай, когда итальянское учреждение официально принимает на себя ответственность за расовые законы», – отмечает историк Гури Шварц, член научного комитета этого мероприятия. В отличие от того, что произошло во Франции и Германии, итальянские власти по-прежнему не взяли на себя полную ответственность за преследование евреев, говорит он. По меньшей мере 1175 еврейских преподавателей были изгнаны из итальянских университетов и других культурных учреждений, пишет историк Илария Паван в книге на итальянском языке о применении расовых законов в университетах, соавтором которой она была.

В Италии до Холокоста лишь 0,1 процента населения были евреями, но евреи были хорошо представлены в академическом мире. По оценкам Паван, накануне 1938 года около 7 процентов профессоров в итальянских университетах были евреями. «Для итальянских евреев образование традиционно было средством эмансипации», – сказала она «Haaretz». «Это был процесс, начатый в последние два десятилетия 1800-х годов». Вытеснение евреев, добавляет она, можно охарактеризовать как «культурное и научное самоубийство». Итальянские университеты исключили, например, трех ученых, которым было суждено получить Нобелевскую премию: физик Эмилио Сегре, который переехал в Соединенные Штаты и был награжден Нобелевской Премией по физике в 1959 году; микробиолог Сальвадор Лурия, который также переехал в Америку и получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1969 году; и нейробиолог Рита Леви-Монтальчини, которая осталась в Италии, пережила Холокост и в 1986 году получила Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Отец атомной эры Энрико Ферми также покинул Италию из-за расовых законов; его жена была еврейкой. Ферми, который уже был лауреатом Нобелевской премии, переехал в Соединенные Штаты, где создал первый в мире ядерный реактор.

Фактически, так называемые мальчики с Виа Панисперна, группа молодых ученых из Рима, которые впервые исследовали нейтроны, были разогнаны из-за расовых законов. Их открытия сыграли бы важную роль в создании первой атомной бомбы. Трудно подсчитать, сколько евреев были изгнаны. Расовые законы запретили принимать новых студентов-евреев, но позволили тем, кто уже поступил, продолжить образование до окончания учебы. Тем не менее многие решили переехать за границу из-за антисемитского климата; в конце концов только четыре еврея закончили университет при «расовых законах».

Одним из них был Примо Леви, автор воспоминаний «Человек ли это», также известных как «Выживание в Аушвице», в то время как другим был Элио Тоафф, будущий главный раввин Рима. Как говорит Шварц, в Италии до сих пор существует тенденция отвергать расовые законы, как если бы они были чем-то, что фашистский режим не воспринимал всерьез, и были введены только для того, чтобы угодить немецкому союзнику Италии. Но на самом деле они тщательно соблюдались, и именно Муссолини настаивал на них, не получив никакого запроса от Гитлера. Правда, фашистский режим в свое раннее время не был особенно антисемитским; в начале 30-х годов Муссолини издевался над Гитлером за его антисемитизм и отверг саму концепцию расы как «нереальную». Но, как указывает Фоа, анти еврейские законы 1938 года были скорее результатом собственного движения итальянского фашизма в сторону расизма, чем его желание порадовать немцев.

«Это было результатом колониализма в Восточной Африке», – говорит она. Итальянский фашизм разработал свою собственную расистскую идеологию, чтобы оправдать свое отношение к коренным народам Африканского Рога в сегодняшнем Сомали, Эритрее и Эфиопии, где итальянцы совершили несколько зверств, таких как резня в Аддис-Абебе в 1937 году. В том же году фашисты внедрили систему апартеида, разделяющую чернокожих и белых, основанную на концепции расового превосходства. «Это оказалось мощным инструментом для режима, поэтому они решили распространить его на итальянский полуостров», – говорит Фоа. Поскольку евреи были наиболее легко узнаваемым меньшинством в то время, они должны были стать мишенью.

Фоа приходит к выводу, что зверства Италии в Африке и преследования евреев более связаны, чем склонны думать люди, в том числе некоторые евреи. Эти события, по ее словам, являются «напоминанием о том, что не может быть расизма без антисемитизма и наоборот».

Источник: Лехаим

Похожие статьи