|
Виктор Шапиро
Виктор Шапиро

«Рабонише блут» Боруха Заходера

С небольшим опозданием, но надо отметить столетие со дня рождения Бориса Заходера. Опоздание простительно, поскольку юбилейная дата пришлась на канун Рош а-Шана в этом году. Сам юбиляр, надо полагать, с пониманием отнёсся бы к переносу своего личного праздника из-за важных религиозных торжеств, и сейчас я расскажу вам почему.

Доводилось мне сталкиваться с таким понятием, которое на идиш называется «рабонише блут» — «раввинская кровь». Это как в том анекдоте про еврейского дедушку, похожего на Карла Маркса, который, отвечая на совет сбрить бороду, спрашивал: «А куда девать умище?». В свою очередь, автор «Капитала» унаследовал своё умище от предков-раввинов как по линии отца, так и матери.

Просвещение, эмансипация, крушение границ гетто и черты оседлости выбросили в мир светских профессий немало потомков ученых талмудистов. И вот среди выдающихся представителей тех или иных наук или искусств нередко оказывались люди, в чьих жилах текла «раввинская кровь». Особенно притягательными были для них «начетнические» занятия: математика, юриспруденция, лексикография, музыковедение... Поколения, просидевшие над талмудическими трактатами, передали по наследству своим потомкам особую словесную одаренность, не случайно среди мастеров пера так много наших соплеменников.

Наверное, легендарная чадолюбивость еврейского народа является ещё одной из причин того, что советская детская литература создавалась при очень активном еврейском участии. Есть два детских поэта, чьи предки были не просто евреями, а целыми раввинами. Один из них – это Самуил Маршак, а другой — Борис Заходер.

У поэта, чей юбилей мы отметили, вкушая яблоки с мёдом, дедушка был раввином в Нижнем Новгороде и во Владимире, и в честь него, Боруха бен Залмана Заходера, назвали внука. Раввином он был «казенным», то есть утверждённым царскими властями главой общины, но перед этим (дело было в 1874 году) он был единодушно избран раввином нижегородскими евреями. Деятельный глава общины сумел добиться разрешения на строительство синагоги, по его призыву еврейским населением было собрано 20 тысяч рублей, необходимых для строительства.

Синагога в Нижнем Новгороде, построенная стараниями деда Бориса Заходера
В 1883 году здание было построено по проекту архитектора Неймана. В 1938 году синагога была закрыта, а в 1991-ом современная еврейская община Нижнего Новгорода добилась возвращения этого здания, где возродился еврейский Дом Молитвы. Хотя внук еврейского лидера не стал раввином, он унаследовал одну из профессий дедушки — Борух бен Залман был юристом и литератором-журналистом. Раввин Заходер состоял в переписке с Николаем Евграфовичем Салтыковым-Щедриным и Владимиром Галактионовичем Короленко, который так о нем отзывался: «На весь обширный нижегородский край был, кажется, единственный постоянный корреспондент – Заходер, человек исключительно интеллигентный и доброжелательный». Когда Короленко жил в Нижнем Новгороде и, будучи политическим ссыльным, не имел возможности печататься, раввин-журналист публиковал его тексты под своим именем, а гонорары отдавал «неблагонадежному» писателю.

«Раввинская кровь» Бориса Заходера давала о себе знать с детства. Он был очень способен к усвоению школьных предметов, но сначала не русского языка и литературы, а биологии. Борис даже поступил на биологический факультет Казанского университета, затем перевёлся на тот же факультет в МГУ им. Ломоносова. Но где-то в возрасте двадцати лет у юноши прорезался дар стихосложения, и ему это так понравилось, что в 1938 году он поступил в Литературный институт им.Горького, где был зачислен в поэтический семинар Павла Антокольского. Но когда в 1939 году началась, как назвал ее А.Твардовский, «та незнаменитая» война с Финляндией, вместе с группой студентов Борис Заходер ушёл добровольцем на фронт, в 1940 году вернулся, с марта 1941 года продолжил учебу в Литинституте, но лишь до 22 июня, поскольку в первые же дни войны снова ушёл добровольцем. Воевал на Карельском и на Юго-Западном фронтах, участвовал в освобождении Львова. Его стихи неоднократно публиковались в армейских газетах.

 
Родители Бориса Заходера и он сам в детстве и на фронте
В 1946 году был Борис Заходер демобилизован и вернулся в Москву, возобновил учебу в Литературном институте и окончил его в 1947 году, получив диплом с отличием. Однако в аспирантуру внука раввина, тянувшегося к академическому поприщу, не взяли. Заходер стал заниматься литературной работой — писал и переводил. Его стихи для детей вызвали восторженные отзывы таких мэтров как Лев Кассиль и Корней Чуковский. Но даже адресованные, казалось бы, малышам не все произведения Бориса Заходера легко допускались в печать. Так например, стихотворение «Буква Я» восемь лет дожидалось дня, когда его в 1955 году подписал в печать, в ту пору главный редактор «Нового Мира», Константин Симонов.

Помимо множества стихов для детей Борис Заходер знаменит как переводчик мировой детской классики. Это в его изложении многие русскоязычные читатели познакомились с такими книгами, как «Винни-Пух и все-все-все» Александра Алана Милна, «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс, «Питер Пэн» Джеймса Барри, «Приключения Алисы в Стране Чудес» Льюиса Кэррола, а также со сказками Карела Чапека и стихами Юлиана Тувима. Переводил внук раввина и с идиш, в частности замечательного советского еврейского поэта Шике (Овсея) Дриза, тоже писавшего для детей. Тут стоит отметить, что помимо дедушки раввина-литератора, у Бориса Заходера была мама — Полина Наумовна Герценштейн, владевшая несколькими языками и работавшая переводчицей.

  

В свои последние творческие годы поэт все чаще обращался к еврейской теме. Раньше ее отголоски тоже звучали в аллегорической форме в детских стихах, таких, например:

«Что ты, Еж, такой колючий?
Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, Волки и Медведи».
А со временем поэт стал выражаться недвусмысленно:

«Дебил евреев не любил.
Естественно, он был дебил».
В 1986 году Заходер пишет слова песен для кинофильма по повести Шолом-Алейхема «Мальчик Мотл». Осуществить постановку не удалось, и стихи были опубликованы лишь после его кончины в 2000 году. И вот какую песню под названием «Нечаянная радость» сложил внук раввина:

«С утра местечко в тревоге: 
Нашли убитого ребенка на дороге… 
… И вдруг вбегает шамес, весь сияя.
— Евреи, радость! Да еще какая!
Раввин сказал, что это внучек тети Ханин,
И он к тому же не убит, а только ранен!..
Они поймут, что мы тут ни при чем —
И незачем устраивать погром!»

А вот «Песенка о хороших людях», конечно же, вдохновлённая раввинскими мидрашами о том, что мир наш спасается присутствием в нем скрытых праведников:
«…Не знаю, какая судьба суждена 
Измученной нашей планете,
Но, может быть, всё же спасётся она:
Ведь есть же – назло тебе, Сатана! –
Хорошие люди на свете!»

В 1996 году небольшими тиражами вышли сборники «взрослой» лирики Бориса Заходера "Листки" и "Почти посмертное". В 1997 году вышла книга "Заходерзости".
Почти перед самой кончиной в 2000 году, не избалованный наградами поэт был удостоен Государственной премии России. «Википедия» указывает две его правительственные награды: премию «за произведения для детей и юношества» и медаль «За боевые заслуги».

 

 

 

Похожие статьи