С небольшим опозданием, но надо отметить столетие со дня рождения Бориса Заходера. Опоздание простительно, поскольку юбилейная дата пришлась на канун Рош а-Шана в этом году. Сам юбиляр, надо полагать, с пониманием отнёсся бы к переносу своего личного праздника из-за важных религиозных торжеств, и сейчас я расскажу вам почему.
Доводилось мне сталкиваться с таким понятием, которое на идиш называется «рабонише блут» — «раввинская кровь». Это как в том анекдоте про еврейского дедушку, похожего на Карла Маркса, который, отвечая на совет сбрить бороду, спрашивал: «А куда девать умище?». В свою очередь, автор «Капитала» унаследовал своё умище от предков-раввинов как по линии отца, так и матери.
Просвещение, эмансипация, крушение границ гетто и черты оседлости выбросили в мир светских профессий немало потомков ученых талмудистов. И вот среди выдающихся представителей тех или иных наук или искусств нередко оказывались люди, в чьих жилах текла «раввинская кровь». Особенно притягательными были для них «начетнические» занятия: математика, юриспруденция, лексикография, музыковедение... Поколения, просидевшие над талмудическими трактатами, передали по наследству своим потомкам особую словесную одаренность, не случайно среди мастеров пера так много наших соплеменников.
Наверное, легендарная чадолюбивость еврейского народа является ещё одной из причин того, что советская детская литература создавалась при очень активном еврейском участии. Есть два детских поэта, чьи предки были не просто евреями, а целыми раввинами. Один из них – это Самуил Маршак, а другой — Борис Заходер.
У поэта, чей юбилей мы отметили, вкушая яблоки с мёдом, дедушка был раввином в Нижнем Новгороде и во Владимире, и в честь него, Боруха бен Залмана Заходера, назвали внука. Раввином он был «казенным», то есть утверждённым царскими властями главой общины, но перед этим (дело было в 1874 году) он был единодушно избран раввином нижегородскими евреями. Деятельный глава общины сумел добиться разрешения на строительство синагоги, по его призыву еврейским населением было собрано 20 тысяч рублей, необходимых для строительства.
«Раввинская кровь» Бориса Заходера давала о себе знать с детства. Он был очень способен к усвоению школьных предметов, но сначала не русского языка и литературы, а биологии. Борис даже поступил на биологический факультет Казанского университета, затем перевёлся на тот же факультет в МГУ им. Ломоносова. Но где-то в возрасте двадцати лет у юноши прорезался дар стихосложения, и ему это так понравилось, что в 1938 году он поступил в Литературный институт им.Горького, где был зачислен в поэтический семинар Павла Антокольского. Но когда в 1939 году началась, как назвал ее А.Твардовский, «та незнаменитая» война с Финляндией, вместе с группой студентов Борис Заходер ушёл добровольцем на фронт, в 1940 году вернулся, с марта 1941 года продолжил учебу в Литинституте, но лишь до 22 июня, поскольку в первые же дни войны снова ушёл добровольцем. Воевал на Карельском и на Юго-Западном фронтах, участвовал в освобождении Львова. Его стихи неоднократно публиковались в армейских газетах.
Помимо множества стихов для детей Борис Заходер знаменит как переводчик мировой детской классики. Это в его изложении многие русскоязычные читатели познакомились с такими книгами, как «Винни-Пух и все-все-все» Александра Алана Милна, «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс, «Питер Пэн» Джеймса Барри, «Приключения Алисы в Стране Чудес» Льюиса Кэррола, а также со сказками Карела Чапека и стихами Юлиана Тувима. Переводил внук раввина и с идиш, в частности замечательного советского еврейского поэта Шике (Овсея) Дриза, тоже писавшего для детей. Тут стоит отметить, что помимо дедушки раввина-литератора, у Бориса Заходера была мама — Полина Наумовна Герценштейн, владевшая несколькими языками и работавшая переводчицей.
В свои последние творческие годы поэт все чаще обращался к еврейской теме. Раньше ее отголоски тоже звучали в аллегорической форме в детских стихах, таких, например:
Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, Волки и Медведи».
Естественно, он был дебил».
Нашли убитого ребенка на дороге…
… И вдруг вбегает шамес, весь сияя.
— Евреи, радость! Да еще какая!
Раввин сказал, что это внучек тети Ханин,
И он к тому же не убит, а только ранен!..
Они поймут, что мы тут ни при чем —
И незачем устраивать погром!»
А вот «Песенка о хороших людях», конечно же, вдохновлённая раввинскими мидрашами о том, что мир наш спасается присутствием в нем скрытых праведников:
Но, может быть, всё же спасётся она:
Ведь есть же – назло тебе, Сатана! –
Хорошие люди на свете!»
В 1996 году небольшими тиражами вышли сборники «взрослой» лирики Бориса Заходера "Листки" и "Почти посмертное". В 1997 году вышла книга "Заходерзости".