|
Пресс-служба СТМЭГИ

Клавиши души

Рассказать вкратце об Александре Кагане – человеке и музыканте – очень сложно. Не рассказать вообще – грех...

Родился он в голодном 1945-м в Ленинграде. Спустя много лет с благодарностью скажет: «Истоки моей музыкальности – мои родители. Папа – Григорий Моисеевич Каган – лектор-музыковед и художественный руководитель филармонического отдела Ленконцерта, мама – Тамара Соломоновна Иоффе – всю блокаду проработала на Ленинградском радио музыкальным редактором». Сегодня пианиста часто можно послушать в Санкт-Петербурге, в знаменитом «Литературном кафе» на Невском проспекте (отсюда Пушкин уезжал на дуэль): «Сажусь в 7 часов вечера за рояль и до 11 играю для зрителей, без перерыва. Сюда в свое время заглядывали, а порой и потрясали своим пением Образцова и Вишневская. Бывали в гостях Сергей Юрский, Евгений Евтушенко с Андреем Дементьевым».

Вот уже много лет Александр Каган выступает со своим коллегой, великолепным певцом Сергеем Захаровым. Вместе на сцене они уже более 20 лет. Собственно, два человека, микрофон, рояль и столик, куда артисты обычно складывают зрительские букеты, – вот и вся обстановка на сцене. На их концертах погружаешься в удивительный, неизведанный, сказочный мир, уносишься мыслями куда-то, откуда не хочется возвращаться.

Самое важное для нашего героя – живой звук, он его предпочитает всем клавишам мира. И когда многие его именитые коллеги по музыкальному цеху до начала концерта устраивают администраторам грандиозные скандалы по поводу расстроенного фортепиано, угрожая срывом мероприятия, Каган заботливо и кропотливо ремонтирует вышедший из строя инструмент – пока не заставит звучать по-настоящему. «Я за живой звук. Мой звук – это мой мир, это отмороженные в армии руки, которые только сейчас начали восстанавливаться, и лучше живого звука для меня ничего нет», – говорит маэстро.

Александр Григорьевич полон светлых надежд и грандиозных планов, всегда очень внимателен к людям, прост в общении, в нем нет пафоса, он глубоко вдохновлен и воодушевлен. А благодарные слушатели отвечают ему искренней любовью, уважением и безусловным признанием, находясь под чарующей, всеобъемлющей магией его блистательного исполнительского искусства.

Педагог Марина Смусина так говорит об Александре Кагане: «Высота и глубина классики, характерные интонации народных песен, неподражаемый шарм парижского шансона, легкое дыхание романса, незатухающая боль песен военных лет – всё подвластно мастеру, всё находит живой отклик в его душе, потому что он играет сердцем».

Суламифь Кримкер

Похожие статьи