Во вторник, 30 октября, умер знаменитый украинский мультипликатор Давид Черкасский.
Давид Янович появился на свет в 1931 году, однако в свидетельстве о рождении ему приписали год: "тогда многие родители записывали своих детей так, чтобы позже в армию пошли, чтобы не воевали". По паспорту он 1932-го года рождения. Родился в "еврейской провинции" - городе Шпола (ныне Черкасская область Украины), на родине его отца Яна Давыдовича Черкасского, который ещё до революции переехал в Киев для работы печатником. С 1919 по 1922 год отец участвовал в гражданской войне. Затем служил заместителем украинского наркома юстиции, а во время Второй Мировой - делопроизводителем в штабе секретного отделения 188-й стрелковой дивизии. Мать была домохозяйкой. Дед по отцу бросил жену и вместе с дочерью эмигрировал в США - это в семье скрывали.
С седьмого класса Давид Черкасский увлекался спортивной гимнастикой, имел первый разряд, состоял в сборной УССР по гимнастике среди студентов. Однако спортивная карьера не имела ни малейших шансов к развитию после почти случайного события. В шесть лет Давид посмотрел одну из картин "Союзмультфильма" и понял, что его жизнь должна быть связана с мультипликацией. Тем не менее, он все-таки окончил технологический факультет Киевского инженерно-строительного института и некоторое время работал инженером-строителем в киевской проектной организации "Проектстальконструкция".
По собственному признанию режиссера, художественных школ он не посещал, рисовать учился самостоятельно. В 1959 году, узнав об организации цеха мультипликации на студии "Киевнаучфильм", отнёс туда свой рисунок и был зачислен в штат. Прошёл недельную стажировку на студии "Союзмультфильм" у Вячеслава Котёночкина - автора и создателя "Ну, погоди!". Несколько лет работал художником-мультипликатором - то есть помогал рисовать чужие фильмы.
Бунтарский, анархический характер Додика, как любовно называли его многочисленные коллеги, проявлялся в самых неожиданных обстоятельствах Например, в 1961 году во время празднования Нового года он прилюдно разделся, после чего поползли слухи о его раскованном поведении и Черкасский попал под кампанию борьбы со стилягами. После суда был исключен из комсомола и на некоторое время переведён в осветители студии. Тогда же познакомился с Радной Сахалтуевым, ставшим его постоянным художником-постановщиком во всех картинах.
Талант Давида, впрочем, был достаточно силен, чтобы пробиться даже в совершенно неблагоприятных условиях советской диктатуры. Как режиссёр он дебютировал в 1964 году с фильмом "Тайна чёрного короля" (социальный ролик о противопожарной безопасности). Картина получила поощрительную премию за дебют на мультипликационном фестивале в Мамае (Румыния). За ней последовали другие фильмы, в том числе три шедевра, о которых помнят все: телесериалы "Приключения капитана Врунгеля" (1976-1979) и "Доктор Айболит" (1984), а также двухсерийный полнометражный телефильм "Остров сокровищ" (1986-1988), которые принесли Давиду Черкасскому всенародное признание.
Да, у этих работ были зарубежные аналоги, но в советской (украинской) анимации Черкасский стал первым, кто совместил живых актеров, игровые съемки, рисованных персонажей и песенные номера. Делал трёхмерные "пролёты", имитирующие панорамирование в художественном кино, создавая такой эффект, словно камера летает вокруг персонажей (так называемая тотальная мультипликация) задолго до того, как они получили распространение в мультипликации, причём исключительно за счёт 3D-технологий. В его фильмах рисовались звуки вроде "Бум", "Бац" и так далее, как в комиксах. Мало того. По существу, и "Приключения капитана Врунгеля", и "Доктор Айболит", и "Остров сокровищ" - это настоящие мюзиклы, столь же яркие, сколь и запоминающиеся. В каждом из них есть песни, которые буквально влипают в память с первого раза: кто не помнит "Мы бандитто-гангстерито" из "Врунгеля", мини-оперу "Муха-цокотуха" из "Айболита", "С рождения Бобби пай-мальчиком был..." из "Острова сокровищ"? У каждого, даже эпизодического персонажа был свой характер, свои уникальные движения и интонации. Не любить что негодяев, что хороших парней в этих фильмах было невозможно - тем более, на тусклом фоне советской реальности.
Кроме всего прочего, можно сказать, что Черкасский породил собственную школу анимации, приведя с собой в профессию многих позднее прославленных режиссеров (преимущественно бывших одногруппников из строительного института): Владимира Дахно, Аллу Грачеву, Рэма Пружанского, Александра Татарского.
Увы, "Остров сокровищ" стал последним большим проектом мастера. С начала 1990-х годов госфинансирование мультипликации прекратилось. Черкасский стал снимать рекламные ролики, много лет вместе с Эдуардом Назаровым являлся сопрезидентом международного фестиваля мультипликационных фильмов "КРОК", принимал участие в юмористической передаче "Золотий гусак". Периодически появлялись обнадеживающие новости: в 2006 году Черкасский написал сценарий нового мультфильма, который должен был сниматься с привлечением современных технологий. "Фильм будет называться "Звёздные спасатели". Там, где снимались актёры, я собираюсь их сделать в 3D-анимации: частично изображение объёмное, компьютерное, а остальное рисованное", - рассказывал Черкасский. В 2008-м сообщалось о завершении работы над сценарием продолжения "Острова сокровищ", однако производство заморозили в связи с кризисом, в 2010 проходил, но ничем не закончился конкурс на сценарий продолжения "Приключений капитана Врунгеля", остались незавершенными "Безумные макароны или Ошибка доктора Бугенсберга".
Теперь все это - уже история. А с нами остался тот праздник, который когда-то создал Давид Янович - бесшабашные, певучие, радостные мультфильмы.
Дмитрий Валдес
Источник: dsnews.ua