За роман «Иуда» израильский писатель Амос Оз в октябре получил литературную премию «Ясная Поляна» в номинации «Иностранная литература». После награждения он представил книгу в Москве. Корреспондент «ВМ» побеседовала с призером и расспросила, о чем роман.
— Амос, что вы чувствовали, когда получали премию в Ясной Поляне?
— Я сразу задумался, как бы Лев Толстой отреагировал на то, что в его усадьбе премию получает израильский писатель, да еще и за роман «Иуда». Тем более в своем произведении я попытался переоценить образы Иисуса и Иуды. Я думаю, Толстой бы сначала удивился, может быть, даже возмутился, но потом улыбнулся бы в свою бороду.
— Откуда возникла идея написать такую книгу?
— Я вынашивал эту тему более 60 лет. Дело в том, что в Израиле в школе не изучают Новый Завет. Его читают только те, кому интересно. А я очень интересовался европейской культурой и понял, что без этой книги не пойму в ней ничего. В 16 лет вместо того, чтобы флиртовать с девочками, я провел полмесяца за чтением Нового Завета.
— Почему вас так взволновал образ Иуды?
— История с поцелуем Иуды и продажей Иисуса за 30 сребреников показалась мне лживой. Я начал маленькое расследование. Дело в том, что Иуда, в отличие от других апостолов, не был бедным. Он был близок к власти и имел достаточно денег. Если перевести 30 сребреников на современные деньги — это примерно 600 евро. Согласитесь, незначительный доход. Поэтому я начал думать, что же произошло на самом деле. И понял, что Иуда не был предателем, а был фанатиком, который уверовал в Христа и пожелал немедленно получить через него спасение. По сути, он устроил дело таким образом, чтобы самопожертвование и воскрешение Иисуса увидело как можно больше людей.
— На иврите ваш роман называется «Евангелие от Иуды». В других языках просто «Иуда». Почему так?
— Понимаете, в Израиле назвать роман «Иуда» — это все равно что у вас продавать книгу «Иван» или «Николай». Никто бы ничего не понял. У нас это обычное имя. Кстати, я сын Иуды и отец Иуды, понимаете? А в Европе это имя носит нарицательный характер с резко отрицательной окраской.
— Что еще в Библии расходится с вашим мировоззрением?
— Например, то, что нужно подставить под удар другую щеку, если ударили по одной. Я считаю, что агрессию надо останавливать силой. Приведу пример: мои сестры были в концентрационном лагере. И демонстранты, которые призывают заниматься любовью вместо войны, их бы не освободили. Их освободили советские войска. А еще нельзя возлюбить всех ближних как самого себя. Это чушь. Если любишь всех — на деле не любишь никого.
Источник: «Вечерняя Москва»