Борец за справедливость Галина (Гульчек) Давыдова

Как родник – прозрачна и светла.
Ты в трудах детей своих взрастила,
Отдала последние им силы,
Всю любовь, всё сердце отдала
И свершила материнский долг –
Самый высший в мире…

Про таких женщин говорят: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!» Да, она была именно такой – женщиной с сильным характером, сильным духом. Рассказ мой пойдет о горской еврейке Галине (Гульчек) Александровне Давыдовой.

Впервые я захотела рассказать о моей маме. Но это будет не рассказ дочери о матери, нет, – это будет взгляд со стороны. 

Я расскажу о жизни горской еврейки в маленьком городе. Это была женщина, которая своим сильным характером, своим трудом, своей настойчивостью прожила небольшую, но очень насыщенную и интересную жизнь.

Она принесла много пользы своему народу, была борцом за правду, справедливость. Она не могла пройти мимо чужого горя. 

«Сегодня я помогу ему, а завтра кто-то поможет и моим детям», – говорила она. И было не важно, ночь на улице, проливной дождь или снегопад. Было слово «надо», а значит она шла и помогала, решала проблемы.

Галина родилась в городе Хасавюрте (Дагестан) в 1946 году. Родилась она в семье Пурум и Эвшея Давыдовых. Это была многодетная семья, как и было принято раньше (в семье было 11 детей). Это был второй брак ее отца, так как его первая жена умерла, и он с тремя дочерями женился на девушке Пурум из Дербента.

Галина была самой младшей, когда она появилась на свет, отцу ее уже было 70 лет, и когда ей исполнилось 2 годика, он умер. Ее мать Пурум осталась одна с 11 детьми на руках. Старшие дети уже были достаточно взрослыми и помогали в уходе за младшими. 

Учитель физкультуры, заметив ее физические способности и упертый характер предложил ей заниматься спортивной гимнастикой

Всего, чего добилась Галина в своей жизни, она добилась сама – своими знаниями, умением, трудолюбием, своей неподкупностью и правдивостью. Все, кто жил тогда в Хасавюрте, говорили про нее: «Если Гала пообещала в чем-то помочь или начала какое-то дело, она обязательно сделает!»

Начать этот рассказ я хочу с ее детства. Жизнь Галины не была легкой, с ранних лет ей приходилось работать вместе со своими старшими сестрами. Становясь коленками на стульчик, она вместе со старшими сестрами помогала шить одеяла, которые они потом продавали на рынке. Да, она плакала, и ей не хотелось этого делать, так как нужно было учить уроки, хотелось играть с подружками.

Годы шли, Гюльчек становилась старше, видела, как тяжело ее матери и старшим братьям и сестрам. И она решила, что обязательно выучится, получит высшее образование и будет помогать. Она была разносторонней девочкой. Пела в школьном хоре, занималась гимнастикой в школьном спортивном зале, играла в театральном кружке.

Учитель физкультуры, заметив ее физические способности и упертый характер, а в спорте необходим именно такой, предложил ей заниматься спортивной гимнастикой. Тогда это сулило спортивную карьеру ей и ее брату Ишваю. Их хотели отправить в спортивную школу в Ленинграде, но мать не отпустила. Боялась растерять своих детей, да и национальность еврей в те времена (впрочем, как и сейчас) не приветствовалась.

Первая трагедия, которая случилась в жизни Галины, – это потеря брата Ишвая

Жизнь шла своим чередом, старшие устраивали свою жизнь, получали образование. Галина задумывалась, кем она хотела бы стать в жизни. Ее самая старшая сестра Молко рассказывала:

 «Галчонок (так ее называли в семье) хотела объять необъятное. И лечить, и сниматься в кино, и защищать несправедливо осужденных людей».

Первая трагедия, которая случилась в жизни Галины, – это потеря брата Ишвая. Он был для нее опорой, и не только для нее, но и для всей семьи. Он погиб при невыясненных обстоятельствах в Махачкале, где учился на архитектора. Это очень сильно подкосило всю семью. Галина не унималась, пыталась разобраться, что же случилось на самом деле. Она искала людей, которые могли бы ей что-то рассказать, сопоставляла факты, искала свидетелей.

«В тебе живет отличный следователь, ты могла бы стать хорошим юристом», – сказал ей старший следователь, который тогда занимался этим делом. Вот они – ключевые слова, которые привели ее во Всесоюзный заочный юридический институт в городе Орджоникидзе. Отучившись, Галина пошла работать в прокуратуру в городе Кизилюрт.

Удивлению окружающих не было предела –  горская женщина еврейской национальности работает в правоохранительных органах!

Но удивлялись люди напрасно, она смогла не просто работать, а отстаивать, когда надо, свое мнение. Она не шла на поводу у старших по званию, если понимала, что какое-то дело стараются замять, закрыть и т.п.

Была, например, одна такая история в суде, где она некоторое время работала помощником судьи. Наблюдая за процессом, она поняла, что пытаются осудить невиновного простого парня, который вез какой-то совхозный груз: на шоссе его попытался обогнать водитель легковой машины и, нарушая правила, создал аварийную ситуацию.

Грузовая машина перевернулась, легковой автомобиль тоже. И теперь этому парню пришлось бы отвечать и за испорченный совхозный груз, и за переломы, полученные водителем легкового автомобиля… Понимая, что парень просто берет на себя всю вину из-за того, что ему не пересилить связи и социальный статус настоящего виновного в этой истории, Галина решила, что не допустит этого.

Ведь она, еще будучи школьницей, не проходила мимо несправедливости – когда сильный обижал слабого, она вмешивалась и рассуживала их. И сейчас спустить всё на самотек и позволить посадить невиновного человека лишь потому, что надо было найти виноватого, она не смогла. Подняв всё дело, нашла нарушения в проведении следственных мероприятий, заставила вызвать заново всех свидетелей, дававших показания в суде... Было проведено новое следствие, и в результате невиновного, бедного совхозного водителя оправдали.

Живая, сильная, энергичная, она очень много успевала. Помогала каждому, кто к ней обращался

Ее не раз предупреждали, что так работать нельзя, это просто опасно для нее. Объясняли, что ей надо четко понимать, с какими людьми она может столкнуться, если будет биться за справедливость, за правду, за честность. Но ее это совершенно не пугало и не останавливало. 

Друзья, знакомые и даже те, кто просто как-то пересекался с ней, говорили: «Гала, если что-то решила, обязательно этого добьется. Такое чувство, что ее слышит Вс-вышний, даже с Ним она сможет договориться.»

Живая, сильная, энергичная, она очень много успевала. Помогала каждому, кто к ней обращался.

За пару дней она могла восстановить на работе человека, несправедливо уволенного лишь потому, что его место кому-то понадобилось. И ей было абсолютно неинтересно, кто это, какой у него статус, какие связи.

«Нет, нельзя увольнять человека просто потому, что на его место кто-то захотел привести свою сестру, племянницу, родственницу», – говорила она возмущенно. Она смогла отстоять своего брата, которого оклеветали, чтобы заполучить его должность.

Наверное, еще о многом можно было бы рассказать, но это не для публикации...

Мужем Галины стал Данил Шамилов – парень из Баку, который смог завоевать ее своим напористым характером. Он был «чужаком» среди хасавюртовских евреев. Ему, откровенно говоря, пришлось даже драться, доказывая, что если он сказал, что добьется расположения девушки, в которую влюбился, то она обязательно станет его женой. Наверно, именно такими вот качествами Данил смог завоевать ее сердце.

Она вышла замуж, уехала в Баку – но вскоре вернулась с мужем и детьми в Хасавюрт. Не смогла жить вдали от матери, от сестер и братьев, понимала, как она им нужна.

В городе ее знали многие. Она находила подход к любому человеку, к ней приходили за советом и школьные друзья ее детей, и соседи, и знакомые.
Никогда она не позволяла никому говорить плохо о своих родных. Была ярым защитников еврейской нации.

Она с семьей находилась в Москве, когда ей позвонила племянница – дочка сестры Шушан – и сказала, что на еврейском кладбище сносят старые могилы, так как родственников покойных давно нет ни в городе, ни в стране. Наверно, кто-то другой повозмущался бы, и на этом бы всё и остановилось. Кто-то другой, но не она. 

Галина: «Откликайся, когда кто-то просит тебя о помощи, даже если ты обижен на него, даже если он когда-то сделал тебе больно»

Позвонив своим друзьям и узнав, что происходит в Хасавюрте на еврейском кладбище, она записалась на прием к депутату от Дагестана в Москве Абдуразаку Абдулатипову, и он принял ее без отлагательств, узнав, что к нему обратилась его землячка-горская еврейка. Выслушав все, он в ее присутствии сделал звонок, и вопрос о прекращении сноса части еврейского кладбища был решен.

Галина и детей своих воспитала в таком же духе. Она была очень строгой мамой: учеба, тренировки, музыкальная школа – всё было под ее контролем. Не только детей, но и своих племянников она устраивала в институты и даже занималась устройством их личной жизни. Иногда просто не понимаешь, как она успевала всё. 

«Откликайся, когда кто-то просит тебя о помощи, даже если ты обижен на него, даже если он когда-то сделал тебе больно. Если он обратился к тебе за помощью, значит, ты сильнее, значит, ты был прав. Не осуждайте никого, Вс-вышний рассудит. Он над нами. Делайте мицву, делайте угодные для Вс-вышнего дела. Сохраняйте традиции еврейского народа, чтите старших, помните о своих родных,» – так рассуждала Галина.

Она крутилась как белка в колесе. Были моменты, когда, устав от такого ритма, она уединялась ранним утром на веранде своего дома, садилась на тахту, наливала себе крепкий чай с вишневым вареньем… Складывалось впечатление, что она не просто мечтает или думает о чем-то. Она словно анализировала что-то, перебирала в памяти происходившее когда-то в ее жизни.

Еще она любила песни на кумыкском языке. На нем почти все евреи, живущие в Хасавюрте, говорили так же, как на своем родном джуури. 

Дом, в котором жила Галина со всей своей большой семьей, братом и сестрами, беда националистических выпадов обходила стороной. Гонения на евреев в Дагестане были, и это не секрет. Но она всегда на два шага вперед, знала, что может произойти, и всегда предотвращала опасность. Ровно до тех пор, пока была жива…

Галина: «Наконец теперь пришло мое время жить, просто жить, нянчить внуков, мне никуда не надо бежать»

Все трое детей Галины – две дочери и сын – получили высшее образование в московских институтах. Это было ее целью – выучить детей, дать им хорошее образование. Когда у старшей дочери родился сын, то, взяв его на руки, она сказала: 

«Наконец теперь пришло мое время жить, просто жить, нянчить внуков, мне никуда не надо бежать. Теперь я могу просто жить, спать, когда захочу, идти гулять в парк с внуком, выдать замуж среднюю дочь, женить любимого сына…» 

Так она думала, не зная, что ровно через месяц ее не станет.

Она уйдет, оставив в памяти людей добрые дела. В Москве, 13 декабря 2000 года, на 54-м году жизни, она покинула этот мир. Врачи не успели спасти ее. 

«Она очень устала, – сказал врач, осматривавший ее накануне смерти. – Могла бы еще пожить, но слишком поздно обратила на себя внимание, слишком поздно…»

Наверное, детьми мы не понимаем, что должны ценить каждый миг рядом с родителями. И вот, когда ты уже твердо стоишь на ногах и можешь дать своим родителям всё то, что они в тебя вложили, – свою любовь, заботу, внимание. Можешь баловать, как они когда-то баловали нас, ходить с ними гулять в парк, размышляя о смысле жизни. Можешь ходить к ним за советом и давать свои советы им… Когда ты можешь всё это, их уже нет…

Хотелось бы закончить свой рассказ строками из поэмы Расула Гамзатова:

Трудно жить, навеки мать утратив.
Нет счастливей нас, чья мать жива.
Именем моих погибших братьев
Вдумайтесь, молю, в мои слова.

Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.

Боль за сыновей, подобно мелу,
Выбелит ей косы добела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте маме капельку тепла.

Если сердцем стали вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова.
Знайте: дети ранят всех больней!

Если ваши матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны.
Берегите их от черных шалей,
Берегите женщин от войны!

Мать умрет, и не изгладить шрамы,
Мать умрет, и боли не унять.
Заклинаю: берегите маму,
Дети мира, берегите мать!
Похожие статьи