Черчилль и евреи

Человек, выигравший две мировые войны, родоначальник европейской интеграции, политик, военный вождь и историк, журналист, литератор и изобретатель – таков был Уинстон Леонард Спенсер Черчилль, третий сын седьмого герцога Мальборо.

Ему было 23 года, когда состоялось первое политическое выступление Черчилля, стремившегося стать депутатом парламента. Партии консерваторов нужны были хорошие ораторы, и один из родственников предложил Уинстону попробовать свои силы на собрании консерваторов в Бате. Речь была принята хорошо, и в газете «Морнинг пост» появилось сообщение о «приходе на политическую сцену новой фигуры».

«Новой фигуре» суждено было прославить Великобританию. Увенчанный разного рода наградами, Черчилль в 1953 году получил Нобелевскую премию по литературе: «За высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности».

Черчилль сыграл немалую роль и в истории еврейского народа. В Иерусалиме в 2012 году был открыт памятник Черчиллю. Он установлен в знак его поддержки сионизма и создания еврейского государства. На каменном постаменте высечены слова, сказанные Черчиллем в поддержку Израиля в речи в Палате Общин в январе 1949 г.: «Нет предела изобретательности человека, если она должным образом применяется в условиях мира и справедливости».

О поддержке Черчиллем создания государства Израиль шла речь на недавней встрече в синагоге Temple Emanu-El в Нью-Йорке с 80-летней внучкой Черчилля Эдвиной Сэндис. Встречу вел Идо Ахарони, бывший Генеральный консул Израиля в Нью-Йорке, а ныне профессор Нью-Йоркского университета.

«Это так не соответствовало духу его времени и антисемитским настроениям его окружения, как и его борьбе с правительственными чиновниками, отказывавшимися помочь еврейским беженцам в создании еврейского государства, – сказал во вступительном слове И.Ахарони. – Черчилль был одним из первых государственных деятелей, кто противился сделке с Гитлером. Его голос был очень громким, и страна услышала его».

Близкий друг внучки Черчилля Эдвины Сэндис, известный историк Мартин Гилберт написал о Черчилле 12 книг, в том числе посвященных истории еврейского народа во Второй мировой войне и истории Государства Израиль, в которых показано, что Черчилль сыграл решающую дипломатическую роль в его создании.

В то же время он был хорошо знаком и с мусульманским миром и исламским сообществом. Еще в 1899 году 25-летний Уинстон написал о том, что можно назвать предупреждением Западной цивилизации: «Помимо фанатичного неистовства, которое очень опасно в человеке, здесь присутствует бездуховная фаталистическая апатия». В 1921 году Черчилль посетил Палестину. Обращаясь к палестинским арабам, он сказал: «Вы должны помогать сионистам. Если они преуспеют, преуспеете и вы. Без них вы обречены».

Идо Ахарони представил публике г-жу Эдвину Сэндис. Она – скульптор-монументалист, автор монументальной скульптуры «Прорыв», выполненной для ООН из обломков Берлинской стены.

Эдвина Сэндис – дочь барона Дункана Сэндиса и Дианы Черчилль, дочери Уинстона Черчилля. Г-жа Сэндис продемонстрировала несколько семейных фотографий. На одной из них Эдвина с родителями и сестрами в гостях у деда с бабушкой. Бабушка Клементина – жена Уинстона, красивая элегантная женщина, великолепная хозяйка дома. – Я думаю, если бы мой дед женился на другой женщине, – сказала Эдвина, – мир был бы совсем другим, включая Израиль. Она была очень сильной и, быть может, даже более образованной, чем дед, но полностью посвятила себя своему мужу, помогала ему становиться лучше и достигать большего.

– Мы проводили много времени в доме деда в Чартвелле, который он очень любил, – вспоминает Эдвина. – В подвале дома был кинотеатр – для того времени это было очень необычно, ведь телевидения еще не было. После ужина все спускались в подвал: гости, садовники, дети – смотрели фильмы. Дед любил сентиментальные, такие как «Леди Гамильтон», и мюзиклы.

Утром, будучи еще в постели, когда мы приходили к нему поздороваться, дед работал над своими речами и книгами. Много писал и в течение дня, кстати, всегда только стоя. После ужина, если мы не смотрели кино, то играли в карты.

Эдвина Сэндис далее рассказала, что Черчилль очень увлекался живописью. Рисование было для него возможностью отдохнуть, расслабиться. Он начал рисовать, когда ему было уже 40 лет, после того как был вынужден уйти со своего поста 1-го лорда Г-жа Сэндис вспоминает: – Он говорил: «Я люблю учиться, но не люблю, когда меня учат». Рисовал свой дом, сад, очень любил яркие краски.

На парламентских выборах в июле 1945 г. победу одержала Лейбористская партия, и правительство Черчилля ушло в отставку. Чтобы зализать свои раны, он уехал на озеро Комо в Италии и там много рисовал.

Сама Эдвина Сэндис побывала в Израиле дважды: в 1961 г., сразу после окончания Шестидневной войны, и в 2012 г., встретившись с Беньямином Нетаньяху, который очень ценил Черчилля.

В заключение встречи Эдвина Сэндис продемонстрировала фотографию, на которой запечатлены отец-основатель Израиля Дэвид Бен-Гурион и Уинстон Черчилль. Эта историческая фотография сделана в Лондоне, за несколько месяцев до смерти Черчилля 24 января 1965 года.

Источник: Русская реклама

Похожие статьи