|
Гарри Канаев

«Мне не страшно»

Режиссер-документалист Лилия Вьюгина выросла в еврейском квартале Вильнюса. Это и определило одну из важных тем ее творчества...

– Лилия, давайте поговорим о вашем фильме «Тайна Виленского гетто».

– Дело в том, что я предлагала идею данного проекта и Первому каналу, но руководство не заинтересовалось этой темой, в  отличие от «России». Для телеканала «Россия» я провела некоторые исследования, связанные с Литвой, и помимо «Тайны Виленского гетто» канал показал и мой фильм «Лесные братья». Это абсолютно мое направление, над которым трудилась долго и  кропотливо. Поэтому еще перед началом съемок я отчетливо видела конечный результат.

О Виленском гетто мне рассказывали друзья-евреи. Так что я  немало знала об этом страшном месте, причем не из документов и бумаг, а по устным рассказам евреев и их выживших родственников. Информация передавалась из уст в  уста. Одна из героинь моего фильма Фаня Бранцовская, активный член еврейской общины Вильнюса, которая до сих пор работает библиотекарем и  преподает молодежи идиш, последняя в Литве партизанка еврейского боевого отряда, прошедшая через гетто и  год скрывавшаяся от немцев в лесах, говорит: «Пока я жива, буду водить сюда людей и  показывать им эти места, как бы тяжело мне ни было. Пусть видят все эти дворы, дома, в  которых жила я  сама и  мои погибшие друзья». Из героинь ленты в живых осталась лишь эта мужественная женщина, и  поныне не утратившая очарования и шарма.

– Как сегодня выглядит в Вильнюсе территория бывшего гетто?

– Когда снимала этот фильм почти 15  лет назад, дворы были практически прежними  – обшарпанными, старыми, сохранившими дух прошлого. И хорошо, что я успела это запечатлеть, ведь через пару лет культовые места литовской столицы стали преображаться. Дома превратились в памятники, начали активно ремонтироваться, реставрироваться, в  них заселились богатые люди, как происходит в  центре любого европейского города. А когда мы снимали, всё оставалось совершенно аутентичным.

– Но получается, что нет никакой тайны Виленского гетто, заявленной в названии. Признаться, просматривая ленту, я долго ждал, когда же зрителю откроется главный секрет, но, увы, не дождался...

– Дело в том, что на федеральных каналах есть определенные традиции. Фильм должен называться громко, звучно, чтобы зритель заранее им заинтересовался. В  авторской версии, и это очень важно, работа носила название «Мне не страшно», но продюсеры канала «Россия» переименовали фильм в  «Тайну Виленского гетто», чтобы привлечь людей к экранам. Конечно, никакой тайны там нет. Это типичная телевизионная уловка, но, слава Б-гу, канал «Россия» профинансировал этот проект. Хотя показан он был лишь раз, во время визита президента Владимира Путина в лагерь смерти Освенцим. После этого картину ни разу не повторяли.

Справка

Лилия Васильевна Вьюгина — российский кинорежиссёр, сценарист документальных фильмов. Лауреат премий и конкурсов, неоднократный номинант ТЭФИ. С 2010 по 2015 — главный редактор телеканала «Ностальгия».

Работала редактором и шеф-редактором программ «Пресс-экспресс», «Процесс», «Тайны века», «Документальный детектив», «Обозреватель» на каналах «ОРТ» и «НТВ». С 1994 по 2001 год — соведущая и гостевой редактор авторской программы Александра Лаэртского «Монморанси» (радиостанция «Эхо Москвы»). Публиковалась в «Комсомольской правде», «Литературной газете», «Независимой газете», альманахе «Зеркало» (Израиль), журнале «Гала-биография». Член Союза журналистов и Союза кинематографистов России. Участвует в жюри различных кинематографических конкурсов.

Похожие статьи