|
Яна Любарская
Яна Любарская

Крав-мага, самооборона по-израильски

Интервью о крав-мага-ашита в России с обладателем звания Master Teacher Олегом Ходаковским.


– Что такое крав-мага? Каковы особенности этого вида самообороны?

– Крав-мага  – израильская система активной самообороны. Если точнее, это защита всем, что у  тебя есть, что тебя окружает. Руки, ноги, пальцы – это оружие, а  крав-мага, если правильно определить значение этих слов,  – это бой, где ты руками пытаешься защитить себя, предпринять какие-то действия, чтобы обезопасить себя и  своих близких. Так что если под рукой имеются ваза, карандаши, очки, заколка  – эти безобидные предметы вмиг становятся грозным оружием против агрессора, спланировавшего какие-то злостные действия.

– С чего вообще начинается самооборона?            

– Самооборона начинается с  того, что ты в  первую очередь пытаешься предотвратить какую-то нежелательную ситуацию, а  не сразу начинаешь защищаться. Очень часто люди этого не знают. Потому что всегда лучше, если есть такая возможность, договориться словесно, оставшись целым и  невредимым. Это первое, что пытаюсь донести до детей, взрослых, подростков. Если есть надежда избежать эксцесса, решить спор как-то мирно  – конечно же, надо постараться урегулировать всё именно таким образом. Существует масса техник, объясняющих, как можно решать проблемы устно, на расстоянии. Только тогда, когда всё вышеперечисленное не помогает, можно начинать самооборону, ведь словом врага не всегда остановишь!


– Олег, как через столько лет вы вновь оказались в России?

– Начну с того, что в 1991 году я репатриировался в Израиль еще подростком. Долго не мог освоиться в  новой стране. Но все барьеры исчезли года через полтора, как только освоил иврит. Учился в  школе, а  затем пришло время встать в  ряды Армии обороны Израиля. Три года отслужил в  десантно-штурмовой бригаде, после чего поехал путешествовать по миру, как это делают после службы практически все израильтяне, чтобы отдохнуть. Вернувшись, получил образование в  Институте имени Вингейта в  Нетании. Через некоторое время мне предложили должность в  структуре безопасности еврейских общин и  израильских представительств за рубежом – эта система распространена в таких странах, как Германия, Австрия, Франция, где все еврейские объекты тщательно охраняются израильскими спецслужбами. Я  согласился и  проработал в  этой сфере немало лет. Находясь «при исполнении», познакомился с  девушкой-москвичкой и  оказался перед нелегким выбором: продолжать работать на прежнем месте, вернуться в Израиль или уехать в Москву. Решение принял в пользу семьи, так как уже был в  зрелом возрасте. Такая вот история, если без лишних слов.

– Открыть в  Москве школы самообороны решили сразу или успели попробовать себя тут на ином поприще?

– В Москве я сразу понял, что лучшее из того, что я умею делать, это обучать. И  для меня крав-мага-ашита как спорт, самооборона и педагогика – единое целое. В 2007 году я и мои коллеги открыли в Москве первую школу, так что я до сих пор в  любимой профессии. В  городе у  меня несколько залов, где занимаются люди самых разных возрастов, взрослые и дети, что мне очень нравится. Этим сейчас и  продолжаю заниматься.

– Могут ли ваши занятия посещать люди без хорошей физической подготовки?

– Конечно! В нашем центре крав-мага-ашита действуют отдельные программы самообороны  – для мужчин, для девушек и женщин, для детей. Причем возраст и  физические недостатки не являются ограничениями для занятий! Инвалиды, полные, пожилые люди, а  также те, кто раньше вообще спортом не занимался и имеет слабую физическую подготовку. Именно на такие слои населения и нацелена кравмага-ашита!


– Вы обладатель какого-то магического черно-красного пояса. Что означает этот цвет?

– Дети с  14 лет могут иметь черный пояс – знаний, полученных ими на этом этапе, вполне хватает, чтобы постоять за себя и за друзей. Мой же черно-красный – цвет представителя в регионе, такое звание дается человеку, ответственному за крав-мага-ашита в России. Эли Леффлер  – гуру, живущий в  Израиле, носит единственный в мире сине-красный пояс как основатель всего нашего течения.

– Бывало ли вам страшно, когда вы несли службу в  элитном подразделении?

– На службе многое зависит от самих командиров и от того, как они себя поведут на заданиях, так возникает и твоя мотивация. Конечно, каждому человеку страшно, любой солдат переживает, особенно когда не знает, что его ждет; и говорить, что я был каким-то необычным и ничего не боялся, – неправильно. Да, я долго готовился, физически и  интеллектуально, дабы пройти все виды тестирования. Позже меня всему научили старшие по званию.


– Вы долго работали на защите еврейских объектов в Европе. А не проще было бы нанять местных охранников? Почему Израиль отправляет на работу таких, как вы?

– Еврейское государство никому не доверяет. Всё связанное с  еврейскими и  израильскими объектами, которые дороги сердцу, передается в руки таких же евреев, израильтян, способных защитить своих от внешних угроз. Именно поэтому Израиль совершенно не устраивает вариант посадить на пост охраны местного бюргера, который будет просто проводить там время… Для нас это не работа, а долг, нечто большее, чем просто профессия. Причем в нашем деле должна быть постоянная ротация, работник не должен засиживаться на одном месте. Через три-четыре года он передаст пост своим коллегам – просто потому, что наблюдательность и внимание к мелочам со временем снижаются, взгляд замыливается, человек просто-напросто устает…

Похожие статьи