|
Виктор Шапиро
Виктор Шапиро

Тридцать лет еврейской общине Клайпеды

18 декабря 1988 года, ровно тридцать лет тому назад в Клайпеде, тогда ещё Литовской СССР, собрались триста евреев. 

Это было учредительное собрание городского отделения Общества культуры евреев Литвы, незадолго до того основанного в Вильнюсе. В это время горбачевская перестройка уже шагала уверенной поступью, а балтийские республики жили предчувствием близящегося восстановления государственной независимости.

Еврейская история этого старинного города уходит вглубь веков. До 1812 года евреи имели право находиться в Клайпеде — Мемеле только во время ярмарок, на которых торговали главным образом мехами и книгами на иврите. Когда эдиктом 1812 года евреям было разрешено проживать в Мемеле, туда переселились многие евреи из Польши и России. Еврейская община возникла лишь в 1862 году. В 1867 году еврейское население Клайпеды насчитывало 887 человек, а в 1910 — свыше двух тысяч. В 1860 году в Клайпеде поселился основатель движения Мусар рабби Исраэль Салантер, он основал в городе бейт-мидраш, а годом позже стал издавать журнал этого движения «Твуна», печатавшийся в Кенигсберге. В 1865–98 раввином Клайпеды был доктор Исаак Рюльф, один из духовных руководителей немецкого еврейства и приверженец раннесионистского движения «Ховевей Цион», он основал в Клайпеде общинную школу и больницу, а также оказывал помощь евреям России.

После 1923 года, когда город вошел в состав Литвы и стал называться Клайпеда, еврейское население стало быстро расти. Особенно много немецких евреев переехало в этот литовский город с немецкой культурой после прихода к власти Гитлера. К 1939 году число евреев в городе достигло почти девяти тысяч — 17% общего населения. Евреи были заняты в основном в торговле, меньше в промышленности. В районе Клайпеды имелись также еврейские поместья, некоторые из них использовались для подготовки молодежи к переселению в Эрец-Исраэль.

22 марта 1939 года Клайпеда была оккупирована германскими войсками. Все еврейское население покинуло город и переселилось в Литву, вскоре вошедшую в СССР. Многие литовские евреи были сосланы в Сибирь, но, как ни парадоксально, сталинская ссылка спасла их от гитлеровского геноцида. Почти все, кто остались в захваченном нацистами Мемельском крае погибли. Клайпеда была освобождена 28 января 1945 года 16-й Литовской дивизией, в которой доля военнослужащих евреев превышала 30%.

После войны в Клайпеду снова стали приезжать евреи. Город-порт, третий по величине после Вильнюса и Каунаса город Литвы, всегда был притягателен для приезжих из разных советских республик, говоривших только на русском языке, в том числе и для евреев. Но на том первом еврейском собрании были и символизировавшие своим присутствием связь нового еврейского общества с многовековой историей города коренные мемельские евреи.

Ввиду надвигавшегося восстановления литовской государственности на недальнем горизонте маячил вопрос о реституции имущества еврейских общин. Ветеран клайпедского еврейского общества Хася Римшевич рассказывает: «Пришлось пройти много километров в коридорах руководящих инстанций города и республики, пока нам разрешили занять дом, на старом еврейском кладбище. Когда я впервые увидела это место, я ужаснулась. Перед моим взором предстали разбитые еврейские надгробия и человеческие кости, разбросанные на территории бывшего кладбища, дом был разгромлен. Много сил и здоровья пришлось отдать, чтобы восстановить дом и территорию».

У бывшего кладбища, где живет клайпедская община, интересная послевоенная история. В 1954 году в СССР стали устанавливать глушилки против «вражеских голосов», в первую очередь против радио «Свобода». На еврейском кладбище были смонтированы антенны, а их фундаменты сделаны из разбитых могильных плит, в домике находилась аппаратура. Когда община въехала сюда, прежде всего пришлось аккуратно собрать разбросанные по территории кости, и захоронить, установив над ними камень с «магендавидом». Более-менее уцелевшие мацейвы были вмурованы в кладбищенскую стену — местную «стену плача». Позднее была высажена «аллея праведников» — пихты в память о тех, кто спасал евреев в годы Катастрофы. А бетонные кубы с еврейскими буквами община сохранила — пусть они напоминают, что еврейский центр возродился там, где глушили «Свободу».

Здесь стоит отметить, что в Литве реституция еврейского имущества была проведена не столь радикально, как в соседней Латвии — коснулась только религиозного общинного имущества и в основном происходит в форме денежной компенсации, причём компенсируется, по мнению представителей многих общин, довольно незначительная часть. А территория еврейского кладбища и домик, где располагается община, в собственность ей городом пока так и не переданы, и по этому поводу идут судебные разбирательства.

С 2006 года еврейскую общину Клайпеды возглавляет Феликс Пуземский. К руководству еврейской организацией он пришел из бизнеса. Феликс родился в Клайпеде, его дедушка был в числе организаторов новой общины города и впервые за годы советской власти произнёс на учредительном собрании еврейскую молитву. На момент создания новой общины в Клайпеде было до тысячи евреев, но большая алия начала 90-х сократила еврейское население города в несколько раз.

Сейчас в общину принимают всех тех, кто подпадает под израильский закон «о возвращении» — евреев, их детей и внуков. Вступают же те, кто готов платить членские взносы. В настоящее время в общине состоят 264 человека. Но, по мнению председателя Феликса Пуземского, тех, кто мог бы вступить, есть в Клайпеде до четырёхсот.

Несмотря на скромную численность, евреи Клайпеды дружны и активны. Под одной крышей уживаются и светская, и религиозная части сообщества. В городе пять семей ведущих религиозный образ жизни, есть миква, работает колель, собирается миньян, в прошлом году было три хупы, правда одна из них для пары из соседнего российского Калининграда. Люди старшего возраста объединены в клуб «Шалом, хаверим», собираются трижды в неделю, общаются, обедают. Есть воскресная школа, в ней занимаются 26 учеников в возрасте от 5 до 17 лет. Изучают иврит, еврейскую историю, культуру и традицию, поют, танцуют, участвуют в разных общинных и городских праздниках. Музыкальные занятия ведёт Ольга Шардт — молодая оперная певица, она учится в Израиле. В Клайпеде по программе академического обмена работает Эмили Мазза — девушка из США, она знает идиш и иврит, помимо своей работы в лицее занимается с еврейскими детьми. В прошлом году возродился театр «Шатиль» («Росток»), он был создан в 1989 году, но почти все актеры вскоре уехали в Израиль. Теперь, с постановкой пьесы Майи Тараховской «Мамки» театр обрёл новую жизнь.

Празднование юбилея Клайпедской общины состоялось пятого декабря, в вечер зажигания седьмой ханукальной свечи. Сначала состоялась церемония на городской площади, где Феликс Пуземский и прибывший из Вильнюса раввин Шолом Кринский, доставленные подъёмником на многометровую высоту, зажгли большую ханукию, после чего собравшиеся направились в зал филармонии, где состоялся торжественный концерт.

Похожие статьи