• Главная
  • Фонд
  • Новости
  • STMEGI TV
  • STMEGI Junior
  • Горские евреи
  • Иудаизм
  • Библиотека
  • Академия Джуури
  • Лица
  • Мнения
  • Проекты
  • Приложения
  • Переводчик
  • 70.75
    78.55
    20.11
    Религия
    Пресс-служба СТМЭГИ

    О еврейском совершеннолетии

    Фото: http://www.chabadhaifa.org

    Рав Борух Клейнберг считает, что главное в церемониях бар- и бат-мицвы – демонстрация духовной силы человека.

    Untitled-1.jpg

    – Рав Борух, почему установлены именно эти возрастные границы: мальчикам 13, девочкам – 12 лет?

    – Насчет этого есть разные мнения. Некоторые источники гласят, что дату совершеннолетия, как и остальные единицы измерений, Моше Рабейну получил на горе Синай во время божественного откровения, и тут не стоит искать никакой логики. Согласно иному объяснению, данный возраст соотносится с природой вещей. Именно тогда девочки и мальчики достигают такого уровня интеллектуального и  полового развития, чтобы их можно было рассматривать как зрелых, взрослых личностей. Необходимо также, чтобы подросток был адекватен и обладал необходимыми сформированными половыми признаками. 

    – Присутствуют ли в самом тексте Торы упоминания о  возрасте бар-мицвы?

    – Конечно. Как мы уже говорили, по закону Торы заповеди обязан исполнять тот, кто именуется мужчиной. Когда сыновья Яакова – Шимон и Леви – ворвались в город Шхем, чтобы отомстить за честь своей сестры Дины, каждый из них назывался нашей Книгой словом «иш», то есть взрослым мужчиной: «И взяли... каждый мужчина свой меч». Леви в тот момент было ровно 13 лет, отсюда следует, что это самый младший возраст, начиная с  которого еврей называется мужчиной. Напомню, Шимон и Леви воевали вдвоем против целого города, что, несмотря на всю хитрость и неожиданность этой боевой акции, было весьма опасно. Недаром сам Яаков впоследствии осудил сыновей за столь безрассудный поступок.

    – Интересно...

    – В Талмуде в трактате «Пиркей авот» сказано, что умеющий совладать со своим дурным началом сильнее того, кто смог захватить целый город. Это и есть главное послание бар- и  бат-мицвы. С  момента, когда девочки и  мальчики становятся взрослыми, они должны контролировать себя, отвечать за свои решения и  действия, ведь вся ответственность за поступки теперь перекладывается на них. Это касается и всего еврейского народа, поскольку мы крепко связаны друг с другом. Если один еврей нарушает правила, данные Вс-вышним, это непременно скажется на остальных сыновьях и  дочерях Израиля. Бар- или бат-мицва  – важнейшая веха человеческой судьбы, и  эту дату принято отмечать пышно и  ярко, чтобы ребенок оценил всю важность того, что с  ним произошло.

    – Но всё же 13-летний мальчик, как правило, еще не совершил в жизни ничего особенного. Оправданна ли такая пышность?

    – Мальчик в  этом возрасте встает на путь соблюдения заповедей, в  этом дальнейший смысл его жизни. Виновник торжества должен понимать, насколько его помыслы и действия отныне важны для окружающих – для его мамы и  папы, для всего еврейского народа. Поэтому такие праздники старшее поколение стремится проводить на самом высоком уровне.

    – С мальчиками всё понятно, а есть ли отличия в проведении бат-мицвы?

    – У девочек празднование проводится с меньшим размахом и исключительно внутри женской части общества, потому что прекрасный пол по своей природе наделен большей скромностью. Очень важно, чтобы еврейским девочкам с  детства прививалось понятие цниюта – скромности – как в одежде, так и  в  поведении. Царь Давид в  своих псалмах восклицает: «Вся слава дочери царской – внутри». В чем величие дочери царя? В том, что ее никто не видит, хотя люди знают, что она есть. Это же относится к каждой еврейской девушке. Она должна просто, тихо и незаметно делать свое дело, не выставляя себя на всеобщее обозрение, оставаясь в тени. К этому ее обязывает положение «дочери царской».