Пловдив — Культурная столица Европы-2019. Еврейская община города также участвует в программе.
Многие города гордятся тем, что являются старейшими в Европе. Один из них Пловдив. «Древний и вечный» — это девиз южноболгарского города, расположенного на семи холмах Фракийской низменности, между Балканами и Родопами.
8000-летняя история проявляется здесь в археологических находках. Вы можете увидеть их на каждом шагу во время прогулки по городу, будь то амфитеатр на старом городском холме или римский стадион в тени мечети Джумая.
Разноцветные цветы
Почти 350 тыс. человек живут во втором по величине городе Болгарии. Семь этнических групп и три религии сформировали его и, в конце концов, сделали культурной столицей Европы 2019 года. Поэтому девизом года в Пловдиве становится слово «заедно» («вместе»), сообщает Juedische Allgemeine. Небольшая еврейская община, насчитывающая около 350 членов, вносит свой вклад в реализацию этого призыва. 16 ноября 2018 года, в Международный день толерантности, дети и молодежь взялись за лопаты, чтобы воплотить в жизнь идею организации пловдивских евреев «Шалом». В «Саду толерантности» они посадили семь деревьев — по одному для армян, болгар, итальянцев, евреев, цыган, русских и турок, являющихся коренными жителями города. Весной гости со всего мира должны увидеть их во всем разноцветье и получить представление о единстве Пловдива в его многообразии. С октября «Шалом» также является участником театрального проекта по античности. Дети из всех этнических групп готовят на основе мифа о Медее познавательный перфоманс, который летом будет исполнен в амфитеатре.
«У нас, евреев, хорошие отношения со всеми этническими группами», — говорит Светлозар Калев. Председатель «Шалома» имеет свой офис в так называемом «Еврейском доме» в центре города. На стене за его столом — портреты Теодора Герцля и болгарского борца за свободу Василя Левского, которого болгары почитают как своего лучшего сына.
«Когда я рассказываю иностранным гостям, насколько сердечны наши отношения с другими общинами в Пловдиве, они часто не могут в это поверить. Но это просто традиция нашего города». Иногда, правда, случается, что еврейские объекты, такие как Памятник благодарности, оскверняются антисемитскими граффити. Но это единичные выходки молодых необразованных людей, говорит Калев. Это ни в коем случае не свидетельствует о межкультурном климате в городе.
Православный митрополит вступился за евреев
Памятник благодарности в форме шофара стоит в Саду толерантности на окраине старого еврейского квартала Орта-Мезар. Надпись на болгарском, иврите и английском напоминает о спасении евреев Пловдива. Около 600 евреев были согнаны в ночь на 10 марта 1943 года на площадку возле еврейской школы для депортации в нацистские лагеря смерти. «Когда митрополит Кирилл узнал об этом, он поспешно перелез через забор и сказал: «Куда бы вы ни пошли, я хочу следовать с вами», — рассказывает Калев.
Сегодня еврейская община снова официально управляет школой, которая теперь носит название «Дружба». Во дворе дети играют в кошки-мышки. У входа в школу установлена мемориальная доска в честь Кирилла. Его смелые действия дали толчок широкому противодействию населения и болгарских парламентариев. В результате болгарский царь Борис был вынужден отказать союзным гитлеровцам в выдаче 49 000 болгарских евреев.
Ладино и турецкий
Как свидетельствует открытый в 1980-х годах фундамент синагоги второго века до н.э., евреи жили в городе уже 2000 лет назад. В то время он назывался Филиппополис и был важным пунктом на римской Виа Милитарис, которая вела из Византии в Западную Европу.
В конце 15 века в город переехали многие сефардские евреи. Они искали убежища в Османской империи от преследований на своей испанской родине. Даже сегодня сефарды составляют большинство в еврейской общине Пловдива. «Хотя они говорили на ладино, они легко интегрировались в городское сообщество, основали школы, спортивные клубы и оркестры. Они породили выдающихся врачей, юристов, банкиров, архитекторов и интеллектуалов », — говорит Калев, прогуливаясь по Орта-Мезар. «Орта-Мезар» по-турецки означает «центральное кладбище». Рядом с ним располагался большой еврейский квартал Пловдива. Сегодня мало что от него сохранилось. Монументальный новострой социалистической эпохи изменил его, даже в узких переулках появились новые здания. Только изредка довоенные гражданские виллы дают представление об атмосфере еврейского «Орта-Мезар». В качестве вклада в программу культурной столицы «Шалом» показывает выставку «От Орта-Мезар Нататак» («От Орта-Мезар и дальше») в большом бальном зале «Еврейского дома». Исторические фотографии дают представление о повседневной жизни евреев Пловдива до Второй мировой войны.
«Страх перед авторитарным социализмом» называет Калев причиной того, что большинство из тогдашних 6000 евреев Пловдива бежали в Израиль в конце 1940-х годов. В течение четырех десятилетий существования коммунистической Народной Республики Болгария общественная жизнь оставшихся в живых замерла. «Мы были экспроприированы, синагоги закрыты. Атеистический режим не терпел религию», — говорит Калев. Только после падения коммунистов в 1989/90 году «Шалому» вернули еврейский дом и школу.
Сегодня у «Шалома» есть фонд по уходу за пожилыми прихожанами. Также общество заботится о социально слабых и обучает детей в воскресной школе. Здесь же, на четвертом этаже Еврейского дома, находится культурный центр «Шалом Алейхем»
Диаспора
Ещё более важным, чем возврат недвижимости, Калев считает количественное собирание еврейской общины. «Дети рождаются, но не только это. Некоторые эмигранты возвращаются из Израиля. Большинство из них пожилые люди, но за ними следят дети и внуки. Некоторые просто в гостях, другие тоже поселились в Пловдиве. Многие имеют двойное гражданство».
Фильм «Следующее поколение» болгарского режиссера Димитра Гочева также рассказывает об интересе еврейской диаспоры к ее старому родному городу. Документальный фильм, снятый по случаю Года культурной столицы, показывает, среди прочего, бывшего начальника штаба Израиля Габи Ашкенази, разыскивающего своего отца. Как болгарское, так и израильское телевидение планируют транслировать фильм в год культурной столицы.
Синагога
Будучи единственной из синагог Пловдива, Сионская синагога, построенная в 1880-х годах, дожила до наших дней. Она спрятана в заднем дворе между многоквартирными домами коммунистических и посткоммунистических времен. При необходимости Альберт Бехар открывает двери для посетителей. Он здесь габбай, «человек на всё», представляется он с улыбкой. Вместе с большой Софийской синагогой Пловдивская Сионская синагога является одним из последних еврейских домов молитвы в Болгарии, где до сих пор проводятся богослужения. Финансовая поддержка из США позволила восстановить его в 1998 году. Таким образом, синагога находится в хорошем состоянии и впечатляет посетителей своими красивыми фресками. «Мой брат ведёт молитву в Шаббат», но приход не очень большой, признает Бехар. Только в праздничные дни синагога заполняется. Дед Бехара был последним раввином Пловдива до прихода коммунистов. «Он был хорошо знаком с митрополитом Кириллом. Наша семья была в числе евреев, согнанных на школьный двор 10 марта 1943 года для депортации».
Песни
В маленькой пристройке синагоги раньше был еврейский детский сад. Бабушка Бехара учила его детей ивриту. Она также учила своего внука ладино. «Это обычно передавалось от бабушки к внуку. Но коммунизм, к сожалению, прервал эту традицию. Мое поколение - последнее, кто все еще говорит на ладино, младшие не могут», - сожалеет Альберт Бехар.
В течение года все жители культурной столицы будут иметь возможность услышать ладино. Выдающаяся актриса и певица Ева Волицер покажет свое мультимедийное музыкальное театральное представление «От Толедо до Пловдива» в синагоге, «Еврейском доме» и других местах города. В сопровождении трио флейты, скрипки и гитары она споет 20 аутентичных песен на ладино. «Это городские романсы. Они о любви и молодости, растерянности души и красоты. Некоторые из них с 16-го века. Во многих поколениях они передавались из уст в уста», — рассказывает Волицер о своей программе. «Зрители смогут следовать по дорогам сефардских песен и получить представление о традиционной культуре сефардских евреев Пловдива», —обещает она.
Кухня
А каков на вкус еврейский Пловдив? Еврейских ресторанов больше нет в городе, но в мае гости культурной столицы блюда еврейской кухни Пловдива попробовать смогут. «Шалом» участвует в проекте «Этнокухня на колесах», — рассказывает глава «Шалома» Калев. «Все местные жители будут подавать еду на общественной площади в центре города».