|
Олег Пуля

Древнейшая «Эль-Гриба»

Арабы зовут ее чужой, но для евреев Северной Африки бело-голубая синагога в Тунисе – родной и любимый дом молитвы уже более 2500 лет.

Даже на самом внушительном глобусе лишь с  трудом удастся отыскать крохотную точку, притаившуюся у  средиземноморского побережья Африки. Но в  реальности точка не столь уж мала: площадь околоафриканского острова Джерба  – 514  км2 , а  это аж три с  лишним княжества Лихтенштейн или пятая часть Москвы. И остров этот, являющийся частью Туниса, теснейшим образом связан с многовековой историей еврейской диаспоры. 

И по легендам, и  по утверждениям историков, на Джербе евреи селились еще во времена Соломона, в  то время как в  Карфагене, на материковой части Туниса, – лишь со II–IV века. И если опустить все перипетии двух тысячелетий, то повествование о современности начать следует с  1946-го, первого послевоенного года, когда численность еврейского населения Туниса достигала 90 000 и на Джербе жило 5000 человек. А поворотной точкой стал 1956-й, когда Тунис обрел независимость от Франции. В молодом тунисском государстве местный арабский национализм становился всё нестерпимей, внутригосударственная политика не отличалась устойчивостью – и евреи Туниса фактически вынуждены были выбирать между эмиграцией во Францию и репатриацией в Израиль. Тем более что последовало несколько ужасных инцидентов. 

Так, в 1985 году на празднике Симхат-Тора в «Эль-Гриба» один из полицейских начал стрелять по собравшимся и  убил троих, в  том числе ребенка. В  2002-м у  синагоги взлетел на воздух начиненный взрывчаткой грузовик  – погиб 21  человек. А  революционной смене власти в начале 2011 года сопутствовали массовые вспышки насилия, когда местные радикалы изгоняли евреев из их домов. Так или иначе, на Джербе сейчас живет всего около 1000 из 1400  тунисских евреев, и  центр еврейской жизни острова – знаменитая «Эль-Гриба». 

Между прочим, слово «гри́ба» – арабское, и  переводится оно как «чужой». Так арабы Северной Африки зовут все синагоги – а действующих синагог здесь осталось всего шесть (три в Тунисе, две в Ливии и одна в Алжире). И все шесть зовутся «Эль-Гриба»  – или «Ла-Гриба», если на «колониальном» французском. Так что синагогу на Джербе называть стоило бы «Эль-Гриба Джерба» – во избежание путаницы. 

Главная местная достопримечательность находится практически в  центре острова, километрах в  семи от города Хумт-Сук, в деревушке Эр-Рияд, еще не так давно целиком еврейской. Добраться до нее легко на местном такси, но вообще-то посещение синагоги входит в  стандартную обзорную экскурсию по острову. Разумеется, в субботу синагога для туристов закрыта, на шабат традиционно собирается вся местная община. А с 14 по 18 ияра – время паломничества, когда на Джербу устремляются евреи со всего мира, чтобы почтить память рабби Шимона бар Йохая. 


Пройти к  синагоге можно только через пост охраны с  рамками металлоискателей. Через сотню метров справа будет большое общежитие с множеством простеньких комнаток для религиозных паломников, а слева – сама святыня. Оба здания красивы в лучших традициях Туниса: белые стены, синие двери и окна. 

Здание синагоги, в  традиционном мавританском стиле, скромное и  о необычайной древности никак не свидетельствующее. Построено оно в  конце XIX века, но на фундаменте прежнего строения, которое еще в  XVI столетии возвели на основании гораздо более старого. Первый зал невелик, но богослужения проводятся в  главном двухъярусном зале, где хранится один из древнейших свитков Торы. Пол устлан циновками, как и  деревянные скамьи для прихожан, украшенные резьбой. Колонны и арки – приятного синего цвета, стены украшены узорчатыми изразцами ручной работы, свет льется из цветных витражных окон (первоначально их было 12, по числу колен Израилевых), а  с потолка свисают нарядные люстры. В главном зале расположена Стена Плача – здесь оставляют записки с просьбами к Б-гу, как и в Иерусалиме. 


Под красным, с  полумесяцем и  звездой, флагом Тунисской Республики еврейская община сейчас вполне успешна. На Джербе евреи живут обособленно и самодостаточно, словно в каком-то польско-украинском местечке вековой давности, сохраняя религиозно-традиционной уклад. И да, на остров стекается множество туристов, чтобы прикоснуться к этой живой частице древнейшей еврейской истории. 

И  если туристы при этом воспринимают «Эль-Грибу» как некий музейный экспонат  – не страшно. Можно даже прислушаться к  пессимистам, печалящимся о закате еврейской общины Северной Африки, – не страшно и это. Потому как еврейско-тунисская культура уже давно обогатила собой и Францию, и Израиль – и неотделима от них.

«Преданья старины глубокой»

История синагоги «Эль-Гриба» уходит в туманную глубь веков. А любой такой истории обычно сопутствует масса легенд… 

Самая популярная из них гласит, что в 586 году до нашей эры, когда воинство вавилонян под водительством Навуходоносора II разграбило и разрушило Храм Соломона, нескольким священнослужителям-коэнам удалось избегнуть пленения и увезти с собой один из камней Храма и его врата. Найдя прибежище на острове Джерба, они положили камень в основание «Эль-Гриба» – таким образом связав еврейскую диаспору нынешнего Туниса с единственным святилищем иудаизма. 


Легенду эту записал в 1894 году раввин Авраам Хаим Аддади де Триполи, и именно на ней основана официальная история синагоги – естественно, начинающаяся с 586 года до н.э. Впрочем, согласно альтернативной версии, отсчитывать всю историю следует с 70 года н.э., когда был разрушен Второй Храм. Как бы то ни было, тот самый камень и сейчас можно увидеть в одном из подземных склепов – куда посещающих синагогу туристов обычно не пускают. 


Другие легенды предлагают иные варианты: что место строительства дома молитвы указал людям громадный камень, упавший с небес, причем когда в деревне не останется евреев, ключи от синагоги вернутся прямиком в рай. Или что синагога поставлена на месте хижины, в которой на холме поселилась некая отшельница; потом хижина сгорела и девушка погибла, но тело ее огонь не тронул, и люди решили, что девушка эта святая. Рассказывают также, что синагога возникла здесь сама собой, за единственную ночь. Тут сразу и не разобрать, где действительно сложенные народом легенды, а где путаница или досужие выдумки гидов.

Похожие статьи