Две великие фигуры иудаизма ХХ века — Йосеф Соловейчик и Авраам Хешель.
Оба — потомки выдающихся раввинских родов, оба закончили престижные ортодоксальные ешивы и получили ортодоксальную раввинскую смиху. Оба были блестяще образованы в сфере классических еврейских знаний – ТАНАХе и его экзегезисе, всей раввинистической литературе, еврейской средневековой философии, каббале, хасидизме, мусаре и современной еврейской-немецкой мысли.
Но далее:
Оба, помимо иврита, арамейского, идиша, английского и немецкого, владели древнегреческим, латынью, польским.
Оба закончили философский факультет Берлинского университета.
Оба прекрасно ориентировались в западной интеллектуальной традиции и христианской теологии, не зная себе в этом равных среди иудейских мыслителей ХХ в.
Оба защитили диссертации по философии в Берлинском университете — Йосеф Соловейчик об эпистемологии и метафизике философа Германа Когена, Авраам Хешель — о наследии философа и социолога Давида Койгена.
Оба в своих диссертациях благодарили профессора философии, неокантианца Макса Десуара.
В своих изысканиях об иудаизме оба критиковали эпистемологию Канта, восхищались Кьеркегором, анализировали, среди прочих, европейских философов: Бергсона, Дильтея, Шелера, Гуссерля, Хартмана и американского философа Райнхольда Нибура. В ходе аргументации оба ссылались на Ньютона, Планка, Эйнштейна, Уайтхеда.
Оба — профессора, авторы многочисленных книг, значение которых выходит за рамки иудаизма.
Йосеф Соловейчик стал главой американской неоортодоксии, Авраам Хешель — главой американской консервативной синагоги.
Богопротивные эллинские науки оставили в них свой разъедающий след.
Поэтому ультраортодоксы отрезают на фотографиях Йосефа Соловейчика, чтобы не светился рядом с покойными главами поколений. Поэтому ортодоксы, кажется, практически никогда не ссылаются на Йосефа Соловейчика и Авраама Хешеля.