|
Виктор Шапиро
Виктор Шапиро

Евреи не едут в Алабаму, несмотря на подъемные

Немецкая еврейская газета «Jüdische Allgemeine» поведала о неудачном эксперименте по спасению умирающей еврейской общины на юге США.

Лиза и Кенни Приддл, которым сейчас соответственно 57 и 63 года, восемь лет назад решились последовать необычному призыву. Но они уже давно сомневаются в своем решением покинуть родной Нью-Йорк в 2011 году. Они уехали не только потому, что хотели помочь укрепить еврейскую общину в Алабаме, но ещё и потому, что могли с пользой для себя распорядиться «подъемными», предусмотренными за переезд.

Предприниматель Ларри Блумберг предложил по 50 тысяч долларов приверженцам реформированного иудаизма, если они будут готовы поселиться и жить в Дотане, штат Алабама, по крайней мере в течение трех лет. Здесь существует небольшая еврейская община, и богатый прихожанин хочет сохранить ее во что бы то ни стало. Блумберг, владеющий десятком отелей, этим необычным шагом пытался вдохнуть новую жизнь в свою синагогу «Иману Эль» («С нами Б-г»). Немногие остающиеся здесь прихожане управляются сами, как могут, раввина у них давно нет.

«Синагоги сейчас закрываются в маленьких городках на юге», — говорит Блумберг об упадке. Алабама считается регионом с вырождающейся еврейской диаспорой. 86 процентов населения — евангельские христиане, они доминируют в общественной жизни более отчетливо, чем где бы то ни было. «Диалог между евреями и протестантами сегодня становится важнее, чем десять лет назад», — считает Блумберг, имея в виду быстро растущий антисемитизм в «Библейском поясе» США. Блумберг хочет возродить еврейскую жизнь в своем городе с помощью неординарных действий. Одиннадцать семей уже последовали его приглашению. Он готов профинансировать переезд как минимум еще шести человек.

О своём опыте жизни в городе Дотан с его 65 тысячами жителей супруги рассказали посетившему их корреспонденту «Вашингтон Пост». Переезд из многомиллионного Нью-Йорка, где, как нигде за пределами Израиля, живут вместе много евреев, дался нелегко. Приддлы пекли латкес — еврейские картофельные оладьи — и отправлялись с визитом в соседнюю методистскую деревню. Но шаги навстречу оставались безответными. Лизе приходилось слышать, что евреи делают гамбургеры с детской кровью, а Кенни потерял пациента по уходу на дому, когда тот узнал, что его патронажный работник — еврей.

Приддлы тоскуют по нью-йоркскому дому. «Быть ​​евреем здесь очень сложно», — признается Лиза. Все это время они чувствовали, что их отторгает общество южного американского штата. Это согласуется с данными статистики о росте антисемитизма на Юге за последние несколько лет. Количество преступлений на почве антисемитизма растет, молодые евреи уезжают, в результате все больше и больше синагог вынуждены закрываться. Евреи-реформисты борются с этим, особенно в сельской местности, но идут другим путем, нежели ультраортодоксальные хасиды, которые продолжают обустраиваться вокруг Нью-Йорка. Рядом с небольшим городком Монро ортодоксы даже основали свой собственный город под названием «Пальмовое дерево» — так переводится фамилия скончавшегося в 1979 году основателя двора сатмарских хасидидов, раввина Йоэля Тейтельбаума.

Приддлы, с другой стороны, привязаны к своему дому в Алабаме. «Я знаю нашу собаку намного лучше, чем своих внуков», — говорит Лиза. Более низкие расходы на отопление в Алабаме тоже учитываются, когда решается вопрос: остаться или уехать.

Долгое время спасатели еврейской диаспоры жили надеждой, что они смогут противостоять упадку иудаизма и росту антисемитизма на юге США. К тому же их вдохновлял стих из книги Берейшит (37:17): «И сказал тот человек: Они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: “Пойдемте в Дотан”. И пошел Йосэйф за братьями своими, и нашел их в Дотане». Супруги видели в этом предзнаменование свыше, но все же они не прижились в Алабаме. В конце года они решили: их «миссионерская работа» подходит к концу. Они будут восьмой из одиннадцати семей, решивших уехать.

Теги

Похожие статьи