27 января в Музее Академии Художеств в Санкт-Петербурге прошло открытие выставки, приуроченной к Международному дню памяти жертв Холокоста и 75-летию снятия блокады Ленинграда.
Российскому зрителю впервые представлены около 100 живописных и графических работ из цикла советского художника Меера Аксельрода «Немецкая оккупация». Эти работы были созданы в 1942-1969 годах и рассказывают о трагедии советского народа в годы Великой Отечественной войны и геноциде еврейского населения СССР. До 2016 года о существовании этого цикла не было известно даже специалистам: работы хранились в архиве семьи художника. Организаторами выставки выступили Евро-Азиатский еврейский конгресс, президентом которого является российский бизнесмен Михаил Мирилашвили, Фонд Александра Печерского и галерея «Веллум».
Особое место на выставке занимает картина Меера Аксельрода «Узник» — единственный прижизненный портрет Александра Печерского, руководителя легендарного восстания в нацистском лагере смерти Собибор. Интересна история его создания. Аксельрод считал своей миссией задокументировать страдания, выпавшие на долю еврейского народа. В конце жизни, в 60-е гг., он создал цикл «Гетто», в ходе работы над которым посетил Ростов-на-Дону. Узнав, что там живет Печерский, он разыскал его и создал портрет «Узник». Печерский изображен на нем в той самой рубахе, в которой был в день восстания. Сам Аксельрод считал эту работу одной из вершин своего творчества. Наша выставка — единственная возможность посмотреть эту картину в Петербурге.
Большая часть этих произведений создана в 1942–1943 годах в Алма-Ате, где художник работал над декорациями к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Ужасы войны и Холокоста, беседы с беженцами из Польши и Белоруссии потрясли его. Одну за другой он создает десятки картин, рисунков, набросков с говорящими названиями «Расстрел», «Палачи», «Насильники», «Вешатели».