|
Виктор Шапиро
Виктор Шапиро

«Евреев в Риге еще много, и они разные»

Рига в послевоенные годы была «еврейской столицей» Балтии, здесь было самое многочисленное еврейское население в регионе и были особенно сильны культурные традиции русской эмиграции и не до основания разрушенной еврейской жизни.

Еврейское сообщество Риги всегда удивляло безразмерным социальным диапазоном – от простых часовщиков и закройщиков до интеллектуалов и мастеров культуры мирового масштаба. Рига – родина великих артистов Аркадия Райкина и Михаила Александровича. Здесь родился, провел большую часть своей жизни и умер автор популярнейших шлягеров, «король танго» Оскар Строк. Еврейские предки были и у выдающегося актера и режиссера Михаила Чехова, чьим именем назван Русский театр в Риге.

Наш собеседник  – Влад (Зеев) Шульман, председатель правления общества «Еврейское культурное наследие» им. Макса Гольдина, руководитель культурных программ Рижской синагоги «Пейтав-шул», певец и кантор. Вот уже почти 20 лет он работает в области еврейской культуры Латвии.

– Влад, давай для начала разберемся, что представляет собой структура еврейского сообщества в Латвии и какое место в нем занимает твоя организация.

– Совет еврейских общин Латвии (СЕОЛ) был создан в 2003 г., в него сейчас входят еврейские организаций девяти городов.

– Но ведь Латвийское общество еврейской культуры существует с конца 1980-х?

– Да, оно было преобразовано в Рижскую еврейскую общину еще в 1993  г. Еврейский общинный центр находится в Риге по адресу Сколас, 6. Когда-то здесь был Еврейский театр. Кроме того, в этом доме размещались различные еврейские общественные организации и библиотека, проводились еврейские праздники, свадьбы, лекции, концерты и собрания. В 1940–1941  гг. театр был одной из немногих еврейских организаций, которую не ликвидировала советская власть. В 1941–1944 гг. в здании находились различные учреждения нацистской оккупационной власти. Позже, в советское время, здесь размещался Дом политического просвещения, где даже проходили съезды Коммунистической партии Латвии. В начале 1990-х  гг. здание, являющееся памятником архитектуры, было передано в пользование Латвийскому обществу еврейской культуры, ставшему позже Рижской общиной.

– Кто «главный еврей Латвии»? В этом вопросе есть консенсус?

– Да. Председатель СЕОЛ  – Аркадий Сухаренко. Он заместитель председателя правления банка Rietumu.

– Еврейские бизнесмены поддерживают общину?

– Существует Попечительский комитет общины. Серьезные взносы на ее нужды, насколько я знаю, делают председатель комитета Виталий Готлиб и Аркадий Сухаренко. Ну и, разумеется, многие общинные программы финансирует «Джойнт»  – Американский объединенный еврейский распределительный комитет, старейшая еврейская благотворительная организация.

– Община поддерживает культурные программы?

– Руководство СЕОЛ делает много, но, к сожалению, культура не входит в число приоритетов. На первом месте  – социальные проекты, поддержка неимущих, музей, установка памятных камней на местах расстрелов, еврейская школа... Может быть, поэтому нашему обществу удалось найти свою нишу для деятельности.

– Расскажи об этом.

– Общество «Еврейское культурное наследие», которое я возглавляю, носит имя композитора Макса Гольдина. Имя выбрано не случайно. Профессор Латвийской консерватории Гольдин был в советские времена одним из немного знатоков и собирателей еврейского фольклора в СССР. В 1980-е гг. в разных городах СССР, в том числе в Москве и Ленинграде, с программой еврейских песен, обработанных М. Гольдиным, с успехом выступал Государственный академический хор «Латвия». А в 1994 г. в Петербурге была издана первая в России «Антология еврейской народной песни», составленная М.  Гольдиным. Задачами общества является сохранение и развитие ценностей еврейской культуры, организация фестивалей, концертов, выставок, запись CD, работа с молодежью, популяризация творчества еврейских композиторов Латвии.

Участвуют в наших программах лучшие латвийские коллективы и солисты, зарубежные гости. Пожалуй, самым крупным реализованным проектом является Международный фестиваль еврейской музыки им. Михаила Александровича в Риге. Сейчас проходит уже IV фестиваль. А первый состоялся в 2007 г. В рамках фестивальных программ исполнено много интересных сочинений латвийских еврейских композиторов: оратория профессора Менделя Баша «Памяти Рижского гетто», симфония современного композитора Дона Яффе «Exodus.1971», «Ахашверош-шпиль» Макса Гольдина, танго Оскара Строка и Марка Марьяновского.

В рамках III фестиваля состоялась европейская премьера оратории Генделя «Эстер» на иврите в исполнении Рижского барочного хора и оркестра под управлением дирижера Давида Шемера (Израиль). Гостями фестиваля были дочь Михаила Александровича Илана и ее супруг Леонид Махлис, автор книги «Шесть карьер Михаила Александровича. Жизнь тенора», презентация которой была организована нами в Риге. Мы инициировали создание двух коллективов – Riga Klezmer Band и хора мальчиков Рижской синагоги. Riga Klezmer Band существует и активно концертирует, а хора мальчиков в синагоге сегодня, к сожалению, нет. Но радует то, что один из его солистов – Даниил Кузьмин  – избрал стезю профессионального певца, он студент Латвийской музыкальной академии, активно участвует в наших программах. А хор, надеюсь, еще удастся возродить.

Вообще, мы уделяем много внимания работе с молодежью. В 2014–2015  гг. состоялся конкурс молодых вокалистов им. Михаила Александровича, его победителями и лауреатами стали талантливые молодые певцы Эвия Хилмане, Марина Тросман, Даниил Кузьмин, Орнелла Рудевич, Патриция и Аракси Аветисян, успехам которых мы рады. В последние два года мы реализовали два проекта с участием школьников  – представителей разных национальностей: «Депортации и национальные меньшинства» и «Жизнь, отданная Латвии. Представители национальных меньшинств – деятели культуры Латвии». Презентации обоих проектов с успехом прошли в Рижской синагоге.

И, наконец, одним их важнейших проектов сегодня является культурная программа в Рижской синагоге «Пейтав-шул». Это единственная сохранившаяся историческая синагога Риги, очень интересная архитектурно и со своими богатыми литургическими традициями. В синагоге служили выдающиеся канторы, хор синагоги до Второй мировой войны славился в Риге.

– А как ты попал в синагогу? Как стал кантором?

– Я с детства увлекался вокальным искусством, собирал пластинки мастеров бельканто, любимыми были Беньямино Джильи и Михаил Александрóвич, учитель и ученик, кстати. Сначала я учился в Латвийском университете на отделении журналистики, серьезно занимался шахматами  – был четырехкратным чемпионом Риги. Но тяга к музыке привела к решению заняться ею профессионально. Я учился в Нижнем Новгороде, где в консерватории в то время преподавал выдающийся педагог, профессор Юрий Александрович Барсов.

Еще студентом я увлекся еврейским и канторским репертуаром  – вспомнились звучавшие дома в детстве пластинки Александровича. Первым моим произведением из еврейского репертуара стал «Кадиш» Мориса Равеля, подготовленный в камерном классе. После консерватории я продолжал учебу в Москве  – ассистентура-стажировка в Государственной классической академии им. Маймонида под руководством профессора Алевтины Николаевны Богдановой, а затем в Московской академии канторского искусства под руководством Владимира Плисса.

В 2001  г. правление Рижской еврейской общины пригласило меня к сотрудничеству как кантора синагоги, примерно с того же времени я активно сотрудничаю с Советом еврейских общин Латвии и работаю как организатор культурных проектов.

– Ты по-прежнему кантор синагоги?

– Сейчас в синагоге нет кантора. Новое правление приглашает меня, сейчас как раз стадия переговоров. Так сложилось, что я  – единственный, кто владеет традиционным синагогальным каноном, поскольку учился у последнего рижского кантора, замечательного ребе Мейше Аронса. С деньгами в синагоге проблемы, предыдущее правление хозяйствовало не лучшим образом. Но мне не привыкать: когда начинал, вообще работал бесплатно.

– Кто в настоящее время раввин в Риге?

– Калев Крелин, «литовский» раввин с глубокими знаниями и хороший организатор. Он работал в Дании, Германии и США, но он сейчас отправил семью в Москву и бывает здесь наездами. Нет денег на достойную зарплату. Есть еще его заместитель, достааточно молодой – Илья Крумер. Он рижанин и работает без зарплаты, ему просто интересно учиться и учить, а кормит его свой небольшой бизнес. Его отец Лев Крумер  – директор синагоги. Он продал свой бизнес и тоже работает без зарплаты. Раньше в синагоге были еще и любавичские хасиды во главе с раввином Мордехаем Глазманом, но уже почти два года как они ушли, у них теперь свой «Бейт-Хабад».

Да, нужно еще упомянуть недавно открывшуюся синагогу в Юрмале. Один богатый еврей, Эммануил Гриншпун, приезжавший туда летом, стал возмущаться, почему там нет синагоги. Он заявил, что так дальше продолжаться не может, и предоставил для синагоги первый этаж принадлежащего ему двухэтажного дома, посвятив первую синагогу Юрмалы памяти своего отца. Очень красиво получилось. Раввином стал прибывший из Москвы Шимон Кутновски-Лиак. Он, как и наши раввины, литвак, но против хабадников ничего не имеет.

– А кто является главным раввином Латвии?

– Такового нет. Когда-то был Натан Баркан – легендарная личность, но после его смерти в 2003 г. нового главного раввина не избирали. Сын Баркана, Менахем,  – тоже раввин. У него есть своя организация «Шамир», которая не входит в Совет еврейских общин Латвии, а также Музей Рижского гетто. С равом Менахемом мы также осуществили ряд интересных проектов.

– А как сказывается разобщенность раввинов на жизни рижского еврейского сообщества?

– Она дает возможность разным евреям найти подходящий для них круг общения и свидетельствует о том, что в Риге евреев еще много, и они разные.

Источник: журнал ЕВРЕЙСКАЯ ПАНОРАМА, № 2 (56), февраль 2019 

Беседовал Виктор Шапиро

Похожие статьи