Как в Бейт-Шемеше почтили память «японского Шиндлера»

Семья Тиунэ Сугихары, японского дипломата, который спас тысячи евреев во время Второй мировой войны, была потрясена, обнаружив в прошлом месяце, что роща, посаженная в Бейт-Шемеше 34 года назад Еврейским национальным фондом в память о нем, была вырублена. Кроме того, исчезла и мемориальная доска с надписью: «В знак признательности за гуманные и смелые действия Сугихары, которые спасли 5 тысяч евреев во время Второй мировой войны». На месте, где находилась роща, возводится жилой квартал.

Адвокат Давид Шор, чей отец спасся благодаря Сугихаре, сказал, что потрясен до глубины души. «Мне, как израильтянину, стыдно, что проявлено такое неуважение к памяти этого удивительного человека, национального героя», — сказал он. В настоящий момент Шор связался с Еврейским национальным фондом, пытаясь восстановить справедливость. Ему пообещали, что вопрос будет изучен, и в память о Сугихаре будет посажена новая роща.

Сугихара, которого иногда называют «японским Шиндлером», занимал должность генерального консула Японии в Ковно (Литва) в начале Второй мировой войны. Летом 1940 года многие евреи пытались бежать из Литвы, но СССР, аннексировавший к тому времени территорию этой страны, поставил условием для выезда получение транзитной визы. В нарушение распоряжения правительства Японии, Сугихара подписывал визу за визой, что спасло многие человеческие жизни. По мнению сотрудников «Яд ва-Шем», всего было выдано 1600 таких виз, хотя сам Сугихара называл другую цифру – 3500. Его перевели на другое место работы незадолго до закрытия консульства – осенью 1940 года, а после войны за неподчинение правительственному распоряжению уволили.

«Яд ва-Шем» присвоил Сугихаре звание «праведника народов мира» в 1984 году. Позже, комментируя это событие, бывший дипломат сказал: «Я подумал тогда, что не могу позволить этим людям умереть, людям, которые обратились ко мне за помощью, когда над ними нависла смертельная опасность. Какое бы наказание меня ни ждало, одно было ясно: действовать нужно, только следуя голосу совести». Сугихара стал впоследствии национальным героем, его память увековечена не только в Японии, но также в Литве и в Израиле, куда репатриировались некоторые из тех, кого он спас.

Как уже говорилось, в 1985 году в его память возле Бейт-Шемеша была посажена роща, сотни деревьев для нее подарили его друзья, а также бизнесмены из Японии, которым было важно, чтобы память об этом бесстрашном человеке сохранилась и в Израиле. Сам Сугихара не смог присутствовать на церемонии: к тому времени он был тяжело болен и скончался в июле 1986 года.

После того, как семья Сугихары обнаружила, что рощи не стало, Еврейский национальный фонд направил ей письмо с извинениями. Более того, как следует из объяснений, данных его представителями, семью вообще не поставили в известность о том, что роща будет вырублена, а доска – снята.

Однако семье Сугихары было недостаточно извинений. В их ответном письме на имя Фонда говорилось: «Мы все надеялись, что молодые деревца, посаженные тридцать четыре года назад, со временем превратятся в могучий лес. Как можно было уничтожить его? Вы не задумались, что почувствовали те люди, которые приняли участие в увековечении памяти Тиунэ?»

Сам Шор также не находит объяснения происшедшему и с трудом подавляет свой гнев. «То, что произошло, непоправимо, – говорит он. – Любая другая роща, какой бы замечательной она ни была, и какое бы красивое место для нее ни выбрали, все равно не сможет заменить деревьев, которые сажали те, кого спас Сугихара». В Еврейском национальном фонде объясняют, что проблема с вырубкой рощи связана с расширением находящегося поблизости жилого района, строительством стены вокруг него и прокладкой дорог. «По этой причине более не существует удобного доступа к этой роще, и само место вряд ли можно использовать в качестве мемориального, — утверждают в Фонде. – Но, учитывая значение деяний Тиунэ Сугихары и тщательно взвесив все возможности, решено посадить в память о нем новую рощу».

Офер Адерет, «ХаАрец

Источник: Детали

Похожие статьи