Для Польши, празднующей 100-летие воссоздания государства после Первой мировой войны, образ страны важен, как никогда. И это — одна из многих причин, по которым молодые польские музыканты обратились к еврейской музыке периода между двумя мировыми войнами.
Участники джаз-бэнда Млынарского и Масецкого, недавно выступившие в Тель-Авиве, а потом поехавшие на джаз-фестиваль на Красном море, открыли свой концерт в «городе-без-передышки» фокстротом «Черный кофе», или по-польски «Czarna kawa». Этот романтический и меланхоличный фокстрот-песню, бывший столь популярным в Польше 1930-х, написал еврейский композитор Анджей Власт, известный также под именем Густав Баумриттер. И это лишь одна из бесконечного числа ставших классикой музыкальных пьес, которые написали и исполняли в предвоенные годы польские артисты-евреи.
Успех джаз-бэнда в Польше и за рубежом возродил интерес к музыке и к жизненным историям забытых еврейских композиторов и поэтов, чьи песни исполняет ансамбль. В их числе уже упомянутый Анджей Власт (автор огромного количества хитов); Юлиан Тувим (признанный величайшим поэтом, писавшим в 20-м столетии на польском языке), Ежи Петербургский, Мариан Хемар, Пол Абрахам и многие другие, чьи талантливые сочинения не только заложили фундамент польской поп-культуры, но и оказали влияние на развитие музыки в Израиле.
Музыка, написанная еврейскими композиторами в период между двумя мировыми войнами, стала источником вдохновения не только для джаз-бэнда Млынарского и Масецкого. «В последние годы в среде молодых польских музыкантов наблюдается подлинное возрождение этой музыки», — сказал Млынарски. — «В одной только Варшаве можно насчитать не менее пяти групп, подобных нашей. Есть даже клезмерские ансамбли, которые играют музыку галицийских евреев. Я думаю, все мы ищем наше утраченное наследие, которое когда-то было частью городской культурной жизни – по всей Польше».
Он добавляет: «Сегодня в Польше формируется новый взгляд на прошлое. Нам важно воздать должное нашим великим артистам, важно вспомнить исчезнувшую главу польской истории и говорить об этом. Мы открываем для себя наше наследие и смотрим на него через призму мультикультуризма, понятия, которое сегодня становится столь актуальным и которого нам так недостает. Мультикультуризм был характерен для межвоенного периода, когда евреи, поляки, украинцы, цыгане и немцы могли благополучно сосуществовать. Мир музыки – сфера, в которой можно восстановить подобные отношения, и это одна из важнейших причин, по которой мы создали наш ансамбль».
Большим наслаждением было слушать выступление джаз-бэнда Млынарского и Масецкого в Тель-Авиве, и не только потому, что участники ансамбля невероятно талантливы. Но на этом концерте можно было проследить многочисленные культурные связи, рассказывающие как об истории возникновения независимой Польши, так и о наших общих с польским народом культурных корнях.
«После концерта ко мне подошел немолодой господин, пожал мне руку и сказал, что его мать бежала из Варшавского гетто, — рассказывает Млынарски. — Со слезами на глазах он сказал мне, что мать пела ему песни, которые мы исполнили в тот вечер. О большей благодарности мы и мечтать не могли. Для нас его слова стали еще одним подтверждением важности того, что мы делаем».
Источник: Детали