Симоновская сцена, обшитая темным кирпичом, как нельзя более подходит для этого «андеграундного» спектакля, необычно поставленного Екатериной Симоновой при художественном руководстве Римаса Туминаса. Основа пьесы — знаменитый дневник Анны Франк, который та вела в 1942–1944 годах, в период немецкой оккупации Нидерландов.
Действие происходит на чердаке дома, в котором некогда располагалась контора отца Анны, господина Франка, еврея, перебравшегося с семьей в Амстердам после прихода в Германии к власти нацистов. Но дошедшие и до Амстердама гитлеровцы приказали евреям нашить на одежду шестиконечные звезды и запретили им появляться в общественных местах.
Предвосхищая надвигающуюся грозу, две еврейские семьи — Ван Даана (Рубен Симонов) и Отто Франка (Олег Форостенко) — перебираются на чердак, заваленный старым барахлом (замечательная сценография Владимира Круглова). Позже к ним присоединяется врач Дуссел. Компанию укрывает голландка Мип Гиз (Наталья Масич), которая таким образом протестует против жестоких методов немцев и которую в итоге постигнет отправка в лагерь смерти Маутхаузен.
В спектакле прежде всего интересна модель сосуществования людей на крошечном пространстве — по сути, это модель любого общества. Господин Франк является душой этого общества. Энциклопедически образованный, он учит дочерей наукам и терпимости, а также тому, что стены не могут служить преградой полету мысли. Его супруга (Вера Новикова) страдает от вечного страха за непоседливую Анну (Мария Риваль).
Отношения сестер — старшей Марго (Ася Домская) и младшей Анны — вполне классические: одна серьезная и умная, другая неугомонная проказница.
Центром другой семьи является госпожа Ван Даан (Мария Шастина) — любительница мужского общества и дорогих мехов. Из-за ее привязанности к вещам семья и не успела уехать в Америку, как предлагал господин Ван Даан, человек терпеливый, однако привязанный, по большому счету, лишь к табаку.
Особняком в этой истории стоит врач Дуссел (прекрасная работа Владислава Демченко). Он появляется на пороге дома с трясущимися руками, умоляя принять его в общество, которое и так страдает от скученности и недоедания. Желчный, не привыкший к соседству, он очень быстро становится источником скандалов. О доброте соседей Дуссел быстро забывает, окружающие его невероятно раздражают.
В спектакле перед зрителями в концентрированном виде проходит целая жизнь с ее трагедиями, благородством и подлостью, страхами и маленькими радостями. Из всех героев в живых остается лишь Франк-старший, который в 1947 году опубликует дневник дочери.
Источник: «Вечерняя Москва»