|
Яна Любарская
Яна Любарская

Режиссер Тофик Шахвердиев: «Израиль вызывает уважение!»

Тофик Шахвердиев — уроженец Баку, российский кинорежиссёр, сценарист и фотохудожник, заслуженный деятель искусств Российской Федерации ( 2005 ). Он автор нескольких художественных и ряда документальных фильмов, в числе которых «Марш Победы» (2000) и «Иерусалим. Марш Победы» (2012). Наш герой — обладатель целого списка престижных кинематографических наград: «Если для десантника у нас достаточно иметь сильные мышцы, и это дает ему право плавать в городском фонтане, то, чтобы пройти конкурс на эту опасную специальность в Израиле, нужно иметь прежде всего высокий IQ. Это значит — пройдет один из десяти», — писал он о Святой Земле в своей знаменитой статье «Ни помидоров, ни армии. Любопытные впечатления нееврея об Израиле».

- Тофик, в вашей фильмографии имеются работы, напрямую или косвенно связанные с нашим народом: «Александр Наумович и его дети», «Мой друг Юрий Хащеватский» , «Иерусалим. Марш Победы», просто «Марш Победы», затрагивающий еврейскую тему постольку-поскольку… Как так получилось?

Следует отнести это к разряду случайностей, потому что всегда делаю одно и то же, что бы я ни снимал. А в мой кадр попадали и сталинисты, и убийцы, и спортсмены, и дети, и пожилые, и молодые. Каждый раз, принимаясь за работу, я был заряжен желанием заглянуть: а что там, внутри? Перечисленные вами проекты, напрямую или опосредованно связанные с еврейской темой, выполнены мной добровольно, бесплатно. Денег я за них не получал.

- Фильм «Марш Победы», трогательно и с любовью рассказывающий о подготовке к шествию ветеранов на Красной площади в День Победы, когда старики, несмотря на слабое здоровье и силы, продолжают идти, отмечая свою заслуженную дату, получил массу наград. В этом кино нет слов автора, только лица и речь ветеранов. Неужели и на эту ленту вам не поступало заказа?

Не поступало. В 2000 году, имея некие знакомства в мэрии Москвы, узнал, что Лужков собирается дарить ветеранам на 9 мая костюмы, которые будут заранее шить и вручать им. Я заинтересовался этим. Почувствовал, что тут должно быть что-то интересное. Пользуясь знакомствами, получил разрешение попасть в место, где проводилась подготовка к параду и где шилась эта одежда. Так я втянулся, внимательно наблюдая за всеми этими процессами, что заняло около двух месяцев. В течение этого периода работал над фильмом. Благодаря помощи мэрии, мне выдали пропуск, я взял камеру и отправился на площадь, где шла репетиция парада. Не хотел делать фильм про героизм, так как о нем в День Победы все СМИ и так бы говорили. Сам парад тоже не снимал, лишь подготовку к нему. Картина получила высшую кинематографическую награду России, «Нику», а самой замечательной для меня рецензией прозвучали слова одной зрительницы на премьере в Доме кино: «Я так смеялась, так смеялась, а потом смотрю, оказывается, давно плачу». На зрителей лента произвела очень сильное впечатление, и любая аудитория оставалась после просмотра под большим впечатлением. На различных фестивалях отчетливо понимал, что моя картина, по силе и содержанию, на голову выше остальных работ. Радовали и искренние отзывы зрителей.

- Расскажите, пожалуйста, про вашу работу «Иерусалим. Марш Победы». О чем она? Почему через какое-то время после «Марша Победы», получившего заслуженный успех и признание, вы взялись за новый подобный проект?

Это фильм о празднике 9 мая, проходившем в Иерусалиме. Кстати, сам День Победы появился в израильском календаре благодаря бывшим нашим советским гражданам. Как все получилось в моем случае? Лена Левицкая, бывший редактор серии путеводителей «Вокруг света», с которой когда-то сотрудничал, позвонила мне из Иерусалима, куда перебралась сама, и пригласили в гости, а если точнее — остановиться в ее свободных комнатах. Я спросил: «А что я буду там делать? Приеду, если только по делу. Просто так не хочу». Она ответила: «За окном апрель, грядет 9-е мая, а ты — специалист по ветеранам. Наверняка найдешь что-то интересное, для очередных съемок». В итоге приехал, стал спрашивать людей: кто готовит марш победы в Иерусалиме? Решил изучить всех участников мероприятия, чтобы, возможно, выделить из толпы какого-то героя. Мне ответили, что 9-го мая, все просто соберутся у «Лошадки» (скульптура в Иерусалиме), на небольшой площади. Так и случилось. В День Победы, в 10 часов утра, туда начал стягиваться народ, потом появился духовой оркестр, подошли ветераны, и в 11 часов началось общее движение.

Я все не мог понять: где трибуна с их руководством, как это происходит на наших парадах? Мимо кого из начальников будем проходить? Мне спокойно объяснили, что руководство будет идти вместе с ними. Тогда уточнил: а сколько надо идти? Мне ответили, что немного, метров 500. И действительно: мы прошли это расстояние и остановились у публичного места, где увидел сцену и лавки, нечто наподобие амфитеатра. Начались воспоминания пожилых офицеров и прочих военнослужащих, но в основном первых, потому что те лучше выражают свои мысли. Ветераны то и дело выходили к микрофону и рассказывали какие -то обычные вещи. Мне было тоскливо, я то и дело включал и выключал камеру. А на одном человеке — не выключил. Что меня заставило это сделать, с начала и до конца, заснять всю долгую тираду единственного персонажа? Сам не знаю, но, оказалось, попал в самую точку. Потому что то, что говорил этот человек, было замечательно. В тот момент, остро почувствовал, что «фильм у меня в кармане». Потом, уже в Москве, после монтажа, продемонстрировал эту картину драматургу, публицисту Александру Гельману, который ребенком побывал в гетто, потеряв там многих членов своей семьи. Ему очень понравилось, он сказал, что даже расплакался во время просмотра. И если «Марш Победы» в Москве я снимал несколько месяцев, потом долго монтировал, то в Иерусалиме оказалось, что все заняло лишь день. Позже мне удалось доснять других людей, в иной обстановке, которые также говорили на эту тему, и в целом, сложилась бесхитростная картинка в 18 минут, которая и заставила нашего уважаемого закаленного киношника Александра Гельмана заплакать.

- В вашей известной статье «Ни помидоров, ни армии. Любопытные впечатления нееврея об Израиле» можно с любопытством прочесть, что разобраться на Святой Земле, кто в армии является солдатом, кто генералом, вы долго не могли, потому что форма у солдат, офицеров и генералов была одинаковая, различающаяся только по нашивкам и погонам. И как вы заметили, «разговаривают там с генералами по имени и на "ты", и чести друг другу не отдают, и столовая у них одна». Значит ли это, что и местная армия тоже произвела на вас неизгладимое впечатление?

Конечно! То, что в Израиле все дельно, разумно, толково, очень чувствуется при сравнении наших армий. Помню, в еврейском государстве познакомился с офицером пресс-службы ЦАХАЛА капитаном Анной Уколовой, которая занималась связями с русскоязычными СМИ. Эта женщина узнала меня по фильму «Марш Победы», благодаря чему мне дали разрешение поехать на место тренировки израильской армии. Запомнилось, как еврейские девчонки в форме сидели под навесом в экипировке и с оружием. На меня все увиденное произвело серьезное впечатление. Поэтому, находясь в Израиле, успел поснимать кое-что еще, помимо парада ветеранов.

- Какое общее мнение у вас осталось после визита в страну трех морей, если говорить вкратце?

Израиль заслуживает огромного почитания, по огромному числу жизненных показателей. Не скажу, что там такая райская жизнь, что надо все бросить и ехать туда. Но само явление Израиля, как государства, как страны, в какой-то степени, нашего соседа, несмотря на крупные, разделяющие нас расстояния, вызывает огромные уважение и гордость!
Похожие статьи