|
Виктор Шапиро
Виктор Шапиро

Синагога в стиле модерн

Молитвенный дом одного из древних городов Сербии чем-то напоминает архитектурные сооружения Гауди.

Претенциозный свежевыкрашенный фасад, восстановленные изысканные витражи в  окнах и  отчищенная роскошная керамика этого дома молитвы не всегда выглядели столь презентабельно, как сегодня. Лишь год назад со здания сняли строительные леса, которые за четыре последних десятилетия, казалось, срослись с фасадом. 

Синагога была возведена в 1902 году, и  каждый еврей Суботицы тогда считал своим долгом сделать посильный взнос в фонд строительства, о чем свидетельствует памятная доска с  именами жертвователей. Напротив синагоги живет председатель еврейской общины – 72-летний Томислав Хальброр. Его дедушка и  бабушка бóльшую часть своих сбережений потратили на строительство этого молитвенного дома. Тогда, в самом начале ХХ столетия, эта синагога была второй по вместимости в  Европе после Большой синагоги Будапешта. «Теперь она может занять пятое место, ведь количество скамей при реставрации сократилось», – оценивает Хальброр. 

На сегодня в  суботицкой синагоге 1100 мест – почти столько гостей и журналистов собралось здесь в конце марта 2018 года, когда премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и  президент Сербии Александр Вучич вновь открыли синагогу в Суботице. Участие соседнего государства в  судьбе памятника архитектуры объясняется тем, что на момент сооружения синагоги в  1901–1902  годах город был частью Венгерского королевства. Потому и отчетливо выражен архитектурный стиль венгерского модерна в этом еврейском культовом здании. 


Возможно, чувство сожаления о  потерянном красивейшем в  то время городе толкнуло нынешнее правительство Венгрии на благородный поступок. Оно выделило на реконструкцию суботицкой синагоги €2,2  миллиона, еще почти €300  000 поступили от структур Евросоюза. Это финансирование сдвинуло с мертвой точки ремонтные работы, которые тянулись десятилетиями и, казалось, никогда не закончатся. 

К 1970-м синагога настолько обветшала, что возникла угроза обрушения ее главного купола. Небольшая еврейская община, оставшаяся в  Суботице после Холокоста, не имела средств. Поэтому молитвенный дом решили передать городу, который взял бы на себя затраты по ремонту и коммунальным платежам. Взамен городу разрешалось использовать здание как межкультурный центр. Однако работы затянулись, фасад продолжал ветшать, а  учреждения культуры, использовавшие здание, не утруждали себя заботами о его сохранности. 


После развала Югославии в  оказавшейся под санкциями Сербии мало кого заботила реставрация синагоги. Но в 1996 году международная организация World Monuments Watch включила аварийный дом молитвы в  список «100 культурных памятников мира, находящихся под наибольшей угрозой разрушения», а затем и выделила деньги на новую крышу. Еврейские организации, Евросоюз, сербское государство  – все иногда выделяли какие-то деньги, однако серьезная реконструкция началась только в  2014-м, когда правительство Венгрии утвердило программу восстановления исторических синагог, в  том числе и в сербской Суботице. 

При этом здание синагоги оказалось слишком велико для общины численностью примерно в 250 человек и давно уже не используется для молитв. Но буквально в  нескольких шагах он него, на первом этаже общинного центра, обустроена так называемая Малая синагога. На шабат здесь собирается до 30  человек, а  в праздники – до 100. Раввина в Суботице нет, но члены общины сами делают всё необходимое для полноценной еврейской религиозной жизни: у  общины сохранилось семь свитков Торы, имеется кошерная кухня, поддерживается порядок на историческом еврейском кладбище. В общинном центре ежедневно работает офис, предусмотрены также помещения для занятий  – члены общины изучают идиш, проводят там досуг. 

Вскоре после открытия синагоги, согласно информации местного ведомства по внешним связям, был отмечен значительный рост числа туристов. Евреи Суботицы гордятся тем, что синагога, в  которой молились их дедушки и бабушки, стала доступной для всех городской достопримечательностью.

Суботица: фрагменты истории конфликтного города

Этот второй по величине населенный пункт автономного края Воеводина на самом севере Сербии, расположенный на исторических путях между Европой и Азией, на протяжении столетий был ареной раздоров, здесь сталкивались интересы Османской империи, Болгарского царства, Венгрии, Габсбургской монархии. В результате миграций в городе селились представители самых разных народов – сербы, венгры, немцы, словаки, буньевцы, греки… За многовековую историю город сменил множество названий. Впервые в летописях он упомянут во время венгерского правления 7 мая 1391 под латинским названием Забатка (Zabatka). Находясь под властью Османской империи (1542–1686), город назывался Соботкa (Sobotka). Местные сербы с XVII века называли его Суботица. В середине XVIII столетия город переименовали в Санкта-Мария (Sancta Maria), а в 1779-м – в Мария-Терезиополис (Maria Tereziopolis) в честь австрийской императрицы Марии-Терезии. Венгерское название Сáбатка (Szabadka) официально употреблялось с 1845 года. А в 1918-м, войдя в состав Королевства сербов, хорватов и cловенцев, город официально получил свое современное название. Изысканной архитектурой, оставшейся со времен Австро-Венгерской империи, древняя Суботица сегодня привлекает множество туристов со всего света.

Похожие статьи