Меркель выдворяет Нольде

Judische Allgemaine поведала новость, свидетельствующую о щепетильном отношении германского лидера к неоднозначным взглядам немецкого художника.

Канцлер Германии Ангела Меркель распорядилась убрать из своего кабинета две картины спорного художника Эмиля Нольде (1867-1956). «Фонд прусского культурного достояния попросил канцлера Германии вернуть картину "Морской прибой" Эмиля Нольде в фонд, являющийся собственником произведения искусства», — сообщила пресс-секретарь правительства в Берлине. «Для меня вполне естественно, что я это делаю», — сказала сама Меркель на пресс-конференции в ирландском Дублине. Ранее немецкое радио сообщило, что Меркель намерена вернуть в фонд картины «Морской прибой»(1936) и «Цветник» (1915).

Нольде является спорной фигурой из-за его роли в годы нацизма. По данным фонда, картины должны теперь демонстрироваться на выставке «Эмиль Нольде – немецкая легенда» в берлинском музее «Гамбургский вокзал». Непростые отношения художника с национал-социализмом организаторы выставки замалчивать не намерены.

Экспрессионист, Нольде, пожалуй, самый известный среди художников, чье творчество подвергалось диффамации со стороны нацистов как «вырожденческое». По данным фонда, ни у одного другого художника не было конфисковано нацистами такое количество работ. Его работы занимали весьма заметное место в печально известной выставке «Вырожденческое искусство», которую открыл в 1937 году в Мюнхене Йозеф Геббельс. Но при этом Нольде был при этом членом нацистской партии и сторонником нацистской идеологии. 

Присутствие картины Нольде в правительственной резиденции подверглось резкой критике в докладе «Искусство и политика» директора музея «Дворец искусств» в Дюссельдорфе Феликса Крамера. Эти картины выбрал в своё время для правительственного офиса ценитель Нольде канцлер ФРГ Гельмут Шмидт, а потом канцлеру Меркель повсюду приходилось отвечать на вопросы о том, почему эти полотна оказались в ее кабинете. «Идеологические воззрения Нольде являются, мягко говоря, спорными, — утверждает в своём докладе Феликс Крамер. — Нольде был антисемитом, расистом и убежденным национал-социалистом.» Поэтому искусствовед настаивает, что ведомство федерального канцлера — не то пространство, где  немецкое государство и общество выясняло бы отношения с этим художником. При этом Крамер подчеркнул, что «картины надо обязательно показывать и в музеях, но офис канцлера — это особое место».

Картины Нольде в берлинский правительственный центр возвращены не будут. Пресс-секретарь правительства сообщила, что канцлер с удовольствием приняла предложение фонда повесить в своем кабинете две картины экспрессиониста Карла Шмидта‐Роттлаффа (1884-1976). Речь идет о работах «Дома под деревьями» (1910) и «Дома на канале» (1912). Работы Шмидта-Роттлуфа также были объявлены нацистами «вырожденческими», многие картины были конфискованы, некоторые были сожжены нацистами. Но членом НСДАП художник не был.

Перевод с немецкого Виктора Шапиро

Похожие статьи