Наложение тфилина — одна из важнейших заповедей Торы. Именно поэтому особое внимание средств массовой информации привлекло недавнее исследование, предпринятое Джеком Рубинштейном, практикующим кардиологом, профессором Медицинского колледжа Университета Цинциннати (штат Огайо, США).
В «Американском журнале сердечнососудистой физиологии» обсуждалось влияние молитвенного ремня на функции сердца. В исследовании приняли участие 20 мужчин-евреев, из них девять ежедневно возлагающих тфилин и 11 – не возлагающих. Выяснилось, что после 30 минут ношения тфилина показатели кровообращения были лучше у тех, кто ежедневно практикует эту процедуру. Однако после исполнения заповеди всеми 20 мужчинами кровообращение заметно улучшилось у всех. Также оказалось, что у мужчин, которые ежедневно возлагают тфилин, в крови меньше белков, негативно влияющих на работу сердца.
И это не первое такое исследование. Еще в октябре 2002 года специалист по иглоукалыванию и китайской медицине Стивен Шрам, изучив все способы наложения тфилина (ашкеназский, сефардский, хасидский), заявил: «Независимо от того, как завязан ремешок, это уникальная возможность стимулировать акупунктурные точки, гармонизирующие работу головного мозга».
Как иудаизм относится к подобным исследованиям? Да, на первый взгляд нам кажется, что заповедь наложения тфилина или даже все заповеди Торы могут быть своего рода лекарством, а наши мудрецы указывают, что изучение Торы помогает преодолевать «йецер ха-ра» – злое начало. Но полагать, что Тора с ее 613 предписаниями и запретами является медицинской книгой, – значит заблуждаться, ибо таким образом «совершенная Тора Вс-вышнего» (Псалом 19:8) обедняется и упрощается.
В то же время небезосновательно утверждение, что соблюдение заповедей или хотя бы некоторых из них влияет на здоровье. Хорошо известно о разногласиях между Рамбамом (Маймонид, XII век) и Рамбаном (Нахманид, XIII век) по вопросу о еврейских правилах питания. Маймонид был не только ученым и галахическим авторитетом своего поколения, но и личным врачом султана, и многие законы кашрута объяснил с медицинской точки зрения. Например, он полагал, что продукты, запрещенные Торой для употребления в пищу, вредят здоровью человека. С другой стороны, Нахманид утверждал: пример других народов свидетельствует, что употребление пищи, запретной для евреев, не наносит ущерба здоровью. Скорее, согласно Нахманиду, употребление в пищу нечистых живых существ влияет на душу, делает ее нечистой.
В молитве за больного мы просим о восстановлении 248 органов и 365 сухожилий, так как количество заповедей (613) соответствует числу органов тела, причем число запретов соответствует количеству сухожилий в организме. Однако эта параллель отнюдь не означает, что здоровье отдельных органов зависит от выполнения определенных заповедей.
Анализ заповедей Торы с медицинской точки зрения несет в себе риск того, что некоторыми предписаниями можно будет пренебречь, если их медицинское воздействие не подтверждено врачами. Однако, по словам Радаца (раввин Давид Цви Хоффман, преподававший в Берлинской раввинской семинарии 100 лет назад), это явно запрещено Торой: «Ничего не прибавляйте к тому, что Я возвещаю вам, и ничего не убавляйте. Соблюдайте заповеди Господа, вашего Б-га, которые я передаю вам» (Дварим 4:2). Более того, иудаизм учит, что заповеди должны соблюдаться ради самих заповедей, без всяких иных мотивов. И если тфилин повязывается только ради того, чтобы улучшить сердечно-сосудистую систему, заповедь не исполнена должным образом.
Вс-вышний заключил завет с народом Израиля, и с тех пор соблюдение заповедей обязательно. Но если бы к их соблюдению человека вели только медицинские показания, это означало бы, что директива Царя Вселенной нуждалась в одобрении докторов Рубинштейна и Шрама, то есть людей. Однако наша религиозная практика мотивируется не научными исследованиями, а верой.
Барух Бабаев
Перевод с немецкого: Виктор Шапиро