|
Яна Любарская
Яна Любарская

Еврейские «камни памяти» в Германии

Много раз объясняли мне это, и все же неясно пока мне,
Почему не цветы на могилы евреи приносят, а камни?
Потому ли, что в жарких песках Аравийской пустыни,
Где в пути они гибли, цветов этих нет и в помине?
Потому ли, что там, где дороги души бесконечны,
Увядают цветы, а вот камни практически вечны? 

(Александр Городницкий) 

Бад-Нендорф — небольшой городок в Германии, в земле Нижняя Саксония, знаменитый серный курорт, входящий в состав района Шаумбург. Серные источники Бад-Нендорфа считаются одними из самых мощных в Европе, они полезны при ревматизме, подагре и кожных заболеваниях. Но наше с вами любопытство приковано к этому населенному пункту вовсе не случайно и не только из-за его оздоровительных возможностей. В этом месте давно и успешно функционирует еврейская община и расположено семь неординарных монументов погибшим в Катастрофе евреям, под общим названием «штольпенштайн» («Камни памяти»), о которых далее пойдет речь.  

*** 

Сегодня для серьезного разговора вместе собрались три человека: председатель еврейской общины округа Шаумбург, расположенной в городе Бад-Нендорф Марина Яловая, заместитель председателя общины, член объединения «Бад-Нендорф пестрый» Людмила Некрасова, поэт, литератор, переводчик, журналист, главный редактор журнала «Интер-фокус» Виталий Шнайдер, чтобы побеседовать об очень важной, волнующей, трогательной и интереснейшей теме «Штольпенштайна» — семи еврейских монументах в Бад-Нендорфе, так называемых «Камнях памяти». 

Людмила Некрасова, отвечая на вопрос Виталия Шнайдера, объясняет, что «Камни памяти» стоят в Германии у домов евреев, которые были депортированы в Восточную Европу и там убиты, что это изобретение немца Дитмара Бухгольца: Он предложил нашему объединению “Бад-Нендорф пестрый” ставить такие символы около жилищ тех, кого унес огонь Шоа, и мы с радостью на это пошли. В нашем городе семь таких камней, один из них расположен у дома доктора Эрнста Блюменберга, на Гауптшрассе, 14, ему единственному удалось пережить войну. На его «штольпенштайне» указано, что его арестовали в 1937 году, в 1939-м ему удалось каким-то чудом бежать в Харбин, умер он в США. Было еще два еврейских пансиона, владельцы которых занимались приемом гостей курорта, все они были депортированы в концлагеря, где погибли». 


Штольпенштайн доктору Эрнсту Блюменбергу

Перечисленные объекты разбросаны по всему Бад-Нендорфу. Вообще, идея подобных памятных знаков распространена по всей стране, практически во всех городах Германии есть такие «камни памяти», особенно много их в Берлине. Ставятся они порой по инициативе города, иногда — по желанию еврейских общин или немецких общественных объединений. 

Инициатор и создатель этих символов вечности из бронзы и латуни, Дитмар Бухгольц, поначалу вложил в проект свои средства, но они ему впоследствии вернулись, ведь за каждый монумент автор получил деньги от организаций, которые с ним работают и устанавливают мемориалы в своих городах. 

Как говорит Людмила Некрасова, еврейское население накануне Второй мировой войны в этом районе было немногочисленным. Тот же самый доктор Эрнст Блюменберг, самый известный местный еврей, спасся побегом в Харбин, затем с большим трудом перебрался в США, где вернулся к медицинской практике. Умер он в 1973 году, будучи заведующим отделением большой американской больницы. На отдельном монументе депортированным евреям, большом белом памятном камне, установленном общиной, выбито: «В память о евреях, преследовавшихся и убитых нацистами в 1933-1945 гг. И живущим в назидание. Подпись: Община Бад-Нендорфа».  

Фото белого памятного камня депортированным евреям

Надо отметить, что блестящая идея школьного учителя Дитмара из Литворста пришлась ко времени, став актуальной и востребованной: «Когда этот человек гостил в Бад-Нендорфе, мы с ним познакомились, и он поведал, что кроме всего прочего, он выходит со своей задумкой и на другие государства, где к ней также проявляют уважение. Например, в Австрии хотели бы почтить память погибших евреев таким же образом», — продолжает женщина. 

К разговору Людмилы и Виталия присоединяется активистка и общественный деятель Марина Яловая, бессменный председатель еврейской общины: «Пока местные власти соглаcились на установку ”камней памяти”, прошло немало времени. Бухгольц упорно всем этим занимался, участвовал в непростых переговорах с чиновниками. А мы долго выступали за то, чтобы центральную площадь Бад-Нендорфа после реставрации и ремонта назвали именем доктора Эрнста Блюменберга. Это была тяжелая, изнурительная борьба, но мы победили!» — гордо сообщает она. 

Журналист Виталий Шнайдер

Завершая этот непростой разговор, Виталий Шнайдер берет свой фотоаппарат и отправляется снимать необычные, оригинальные объекты «Штольпенштайна» для читателей STMEGI.com, стараясь не попасть объективом в лучи слепящего, апрельского солнца: «В еврейской традиции камни символизируют вечность, и, чтобы почтить память умершего, их кладут на могилы. Считаю, что, аналогичным образом, данные символы группы Бухгольца навсегда сохранят воспоминания об убитых — как для ныне живущих, так и для последующих поколений!» — уверен немецкий журналист. 

Фото Виталия Шнайдера

Похожие статьи