|
Яна Любарская
Яна Любарская

Новая жизнь Матвея Ганапольского

Имя Матвея Ганапольского в российских СМИ весьма популярно, а его многочисленные книги, в том числе «Кисло-сладкая журналистика», «Самый лучший учебник журналистики» — проливают свет на все секреты мастерства сотрудников газет, журналов, телевидения, радиостанций и помогают как можно лучше освоить это ремесло новым поколениям представителей замечательной профессии. Российский, а теперь еще и украинский журналист, киноактёр, режиссёр, общественный деятель, талантливый писатель, педагог, смелый и запоминающийся ведущий радиостанции «Эхо Москвы», грузинского телеканала «ПИК», крымскотатарского телеканала ATR, украинского телеканала NewsOne, Радио Вести, Радио «Эра», телеканала «Прямой», колумнист газеты «Московский комсомолец», он успешно выпускал программу «Эхо Украины» на телеканале «NewsOne», а недавно начал вести на радио «Пятница» социальное ток-шоу «Моя хата не з краю». Мы поговорили с ним о его новой жизни, коснулись еврейской темы и даже немного — политики. Правда, о последней, наш герой говорить совсем не хотел, отчего беседа наша в основном была посвящена еврейской теме и поискам ответа на вопрос: каково сегодня живется нашим собратьям на Украине?

****

- Матвей Юрьевич, недавно прочла, что вы покинули Россию. С чем связан ваш переезд?

Переезд мой в Украину связан с тем, что мне здесь предложили хороший контракт на одном из местных центральных каналов: веду множество передач, а такой возможности в России у меня не имелось. Нахожусь здесь уже три года, занимаюсь самой разной работой, интересными проектами, чувствую себя вполне комфортно. Украина —европейская страна, подарившая мне новые, уникальные возможности.

- Знаю, что это все-таки ваша родина, вы как бы вернулись домой, ведь родом вы из Львова, национально-культурного и образовательно-научного центра, пережившего когда-то чудовищное уничтожение евреев. Пожалуйста, расскажите немного про свой город.

Действительно, я родился во Львове в советские времена, на дворе стоял 1953 год. Всегда очень любил этот город, он сформировал меня как личность, я взрослел в атмосфере удивительной, неповторимой архитектуры. В памяти запечатлены прекрасные здания, построенные во Львове. Да, он небольших размеров, но маленькому ребенку как раз нужны такие вот маленькие городки, чтобы не бояться огромных широких проспектов, к которым непросто привыкнуть. Когда в советские времена мы пели песни про узкие улочки Риги, то Львов еще не был открыт как местная жемчужина, а сейчас это самый туристический город в Украине, где на центральной площади говорят на всех языках, что является невероятным феноменом. К сожалению, у Львова есть и грустные страницы истории. Те, кто строил его — евреи, поляки — были истреблены (частично — советской властью, частично — во время немецкой оккупации). Факт остается фактом. Есть такие красивые места, как Рим, Афины, там живут люди, которые гордо называют себя римлянами, афинянами, а жители Львова величают себя львовянами. Но на самом деле они не имеют никакого отношения к этому городу. Те, кто строил эти улочки, создавал все это божественное великолепие своими руками, трагически погиб или вынужден был покинуть родные пенаты. Но важно отметить, что Львов сегодня удивительным образом возвращает долг тем покойным евреям, которые его возводили. Восстановлена разрушенная синагога, ведь там когда-то находился большой еврейский квартал, и для меня очень отрадно это видеть. Вернуть на прежние места все, что было когда-то, было стерто с лица земли, стараются не евреи, а украинцы, в память о живших там сыновьях Сиона, своих соседях. Это удивительная для меня вещь, восхищаюсь данным фактом! Люди извиняются, как бы транслируя: «Мы понимаем, мы чтим их память». Признаюсь, достаточно долго не был дома, а когда вернулся, то порадовался еще и отличной автомобильной дороге, ведущей на мою малую родину, современным скоростным поездам. Так постепенно Львов снова стал частью моей жизни.

- Очень отрадно! А лично в вашем образе жизни, кроме еврейской крови, души, происхождения, наблюдения за восстановлением еврейского квартала во Львове, имеется ли сегодня нечто большее: соблюдение кашрута, праздников, шаббата, к примеру?

Никогда не был соблюдающим евреем. Родился я, как уже говорил выше, в советское время, при этом наблюдая, как наши люди пытались уехать в Израиль. Наверное, так как в моей жизни никогда не было правильного слоя еврейства, привести к соблюдению заповедей меня было некому. И сейчас пропускаю еврейские праздники, так как вырос в других условиях. Но с огромным уважением и трепетом отношусь к иудаизму, к нашим культурным традициям, к важным датам, мне каждый раз объясняют, что они означают. Среди моих друзей очень много евреев, это само собой разумеется, в том числе, людей религиозных.

- Вы говорите, что наблюдали, как пытались уехать другие. А у вас самого не мелькали мысли об алие?

Конечно, появлялись. В тот момент, когда я находился уже в довольно зрелом возрасте, в 90-е годы, открылись границы и начали уезжать другие, а я их провожал. Но лично у меня нигде не было родственников, которые могли меня позвать с собой. Все они погибли во время войны. А потому той активной силы, которая могла меня туда перетащить, не нашлось. Тем более что в горбачевские времена решил, что Америку и Израиль можно спокойно устроить в Российской Федерации, а уезжать для этого совсем необязательно. Потом стремительно пошла в гору моя журналистская карьера. А теперь открылись границы, и все стало гораздо проще. К тому же, если бы я был религиозным человеком, и Стена Плача означала для меня гораздо большее, чем просто объект памяти и уважения, то, наверное, уехал бы. Но пока у меня и здесь есть, чем заняться. Хотя, как видите, все же уехал в Украину. То есть к каким-то шагам, по смене места жительства уже готов. Но на новом месте (а это большой бонус) все говорят на русском и моем родном украинском, которым владею в совершенстве, да и поле для работы аналогично российскому.

- Вы – автор ряда весьма неординарных, увлекательных, популярных книг. Над чем сегодня работаете?

Сегодня никакую новую книгу не пишу. У меня готовы две части для учебника по журналистике, и я очень доволен, что еще не издал его.

- Почему довольны?

Дело в том, что интернет стремительно меняет нашу жизнь, и очень важно было дождаться нужного момента. Если бы мой труд вышел раньше, я многое бы упустил. Наверное через год свет увидит мой дополнительный двухтомник, предназначенный для студентов факультетов журналистики.

- Можно мы немного затронем политическую тему? Помню, как в последний раз в 2015 году, как обычно, ехала в Украину навестить могилы близких, и в поезде у меня впервые в жизни случились очень серьезные трудности на границе, вызванные только лишь тем, что я из Москвы. Проблема была решена популярным методом. С тех пор страшно снова ехать в любимую страну, опасаюсь повторения с более негативным финалом, да и приглашение мне присылать некому. Как сегодня обстоят с этим дела, есть ли у мирных россиян шанс безболезненно пересечь границу?

Мне бы больше хотелось говорить на еврейскую тему, а ваш вопрос не имеет никакого отношения к нашему разговору. Складывается ощущение, что вы меня провоцируете. Уверен, сегодня совершенно спокойно можно приехать в Украину, поездом или самолетом, без каких-либо приглашений, никакого презрения к россиянам тут нет.

- Хорошо, Матвей Юрьевич, оставим эту тему, вернемся к тому, с чего мы начали. Насколько хорошо сегодня обстоят дела с еврейской жизнью в Украине, как здесь живется нашим собратьям?

В Украине представлено огромное количество самых разных конфессий, никакие религии не преследуются. Самая мощная еврейская община находится в Днепре (бывший Днепропетровск), где построен крупнейший в мире еврейский общинный центр «Менора», просто невероятных размеров, подобный Дворцу спорта! Частные инвесторы вложили в строительство этого здания деньги, и сегодня там бурлит жизнь. В Украине вообще активно отмечаются все наши праздники, тут довольно большое количество соответствующих ресторанов, недавно вернулся из Одессы, где повсеместно царит культ Мишки Япончика. Евреи Украины чувствуют себя очень хорошо! Чего стоит один только знаменитый город Умань, так много значащий для верующих евреев, в который на праздники съезжается море религиозных израильтян.

- Знаю, вы недавно вернулись из отпуска. Где провели его?

Да, впервые в жизни побывал в Египте, окунулся в Красное море, с уважением пощупал рыбок и кораллы, не отколол ни одного коралла, не поймал ни единой рыбки, но одну все же ухватил за хвост. Таким вот удивительным образом прошел мой отпуск, теперь возвращаюсь к работе.

- Как строится ваше расписание вне отпуска, чем наполнены ваши дни?

В основном, много работаю. У меня есть несколько друзей, с которыми с удовольствием провожу время. Я обычный человек, совсем не звездный. Пишу для различных СМИ, веду свои шоу на «Эхо Москвы». Мне повезло в том плане, что Киев — очень удобный для жизни город, и, возможно, вскоре может начаться очередная, новая часть моей жизни.

- Это вы о чем?

Объясню. Столица Украины находится достаточно близко к Западу, из Киева в последнее время активно полетели лоукостеры, например, очень популярен рейс в Берлин, по смешным ценам за билеты. Теоретически можно даже на выходные куда-то отъезжать. А львовянам в этом плане повезло еще больше, ведь если улетать оттуда, стоимость билетов будет вообще копеечной! Более 1,5 млн украинцев воспользовались безвизовым режимом с Европой, очень удобным в том плане, что нет головной боли с визой. Просто взял паспорт и полетел!

Похожие статьи