|
Владислав Крапивенский

Дар Б-жий евреям Сингапура

В современном Сингапуре, по разным оценкам, проживает от 1000 до 2500 евреев. Но вообще-то исповедующие иудаизм начали селиться на острове с  1840 года — и  приезжали они с  территорий нынешнего Ирака, принадлежавших Османской империи.

 В  1867-м Сингапур стал британской колонией, а  в 1878-м завершилось строительство первой большой синагоги «Маген-Авот», сменившей прежнюю, совсем скромную, на 40 человек.

А через два десятилетия в  городе уже возник немаленький еврейский квартал — и  его население, в  основном торговое, выросло до 500 человек. «Маген-Авот» переполнялась сверх всякой меры, и стало ясно, что без второй большой синагоги никак не обойтись. А сингапурскую общину тогда возглавлял багдадский еврей Менаше Меер…

О, это был необыкновенный человек! Впервые он оказался на острове в 15-летнем возрасте, в 1861 году. А уже в 1873-м его экспортно-импортная компания занялась абсолютно законной тогда торговлей опиумом и  общей торговлей с  Индией. Составив на этом громадное состояние, Менаше перешел на торговлю недвижимостью (и, кстати, построил здесь первый многоквартирный дом). Фактически он владел чуть не половиной Сингапура… Казалось, чего же боле?! Но роль «простого» магната его не вполне устраивала. Скоро он прославился и как щедрый филантроп (причем не только внутри национального сообщества), и  как политический деятель. А  в  марте 1929 года британский монарх Георг V за щедрый вклад в развитие общества возвел его в рыцарское достоинство! 

Синагога «Хесед-Эль»

Так вот, еще одной причиной для постройки новой большой синагоги стали некие разногласия между Менаше и  влиятельными людьми из правления общины, доходившие до ссор. Но тут всё неожиданно просто. К  началу XX века сингапурская община давно не была монолитной, в нее входили евреи и из Азии, и  из Европы. Что постоянно приводило к трениям по порядку службы и конкретным ритуалам. В конце концов, при том что именно Меер некогда основал «Маген-Авот», ситуация стала для него невыносимой… И как достойный человек он решил для своей семьи и других багдади построить новую, сефардскую синагогу – полностью ее профинансировав. А  вместе с синагогой и школу талмуд-тора.

Проект поручили Swan & Maclaren – крупнейшей архитектурной фирме Сингапура, и  строительство величественного здания в  модном тогда стиле неоренессанса завершилось в  1905-м. Назвали синагогу «Хесед-Эль», что значит «Дар Б-жий». 



Внешний облик строения, прямоугольного в общем плане, задают боковые стороны с колоннами, которые поверху соединяются арками. За арочными проемами расположены открытые галереи первого этажа. Все окна очень изящны, с тонкой работы деревянными рамами. Центральный вход оформлен как небольшое крыльцо, ограниченное парой широченных колонн – они несут на себе нависающий над входом зал верхнего этажа. Справа и  слева от центрального входа  – две боковых двери с  декоративными балкончиками над ними. Разумеется, на втором этаже расположены галерея и  комнаты для женщин. Они приходят в синагогу и покидают ее отдельно от мужчин.

У дверей просторного молельного зала – табличка, золотом по белому мрамору извещающая, что синагога возведена Менаше Меером в  1905  году. Указаны еще строительная компания и имя архитектора. Также для Менаше было установлено особое кресло на почетном месте рядом с ковчегом.

Внутреннее убранство синагоги отличается феноменальным для тех времен великолепием. Весь интерьер решен в сочетаниях белого с золотом. За исключением бимы, а  также скамей, сидений и всей прочей мебели из темного, но не мрачного дерева – повсюду белый цвет, золото, а вверху розовые деликатно-незаметные орнаменты и немногочисленные синие надписи на иврите. Белые фигурные колонны с обильно позолоченными капителями, полы из светлого мрамора, бело-золотая лепнина под потолком. А  изящные светильники подчеркивают всё это неимоверное великолепие, завершая праздничный образ синагоги – при полном освещении обретающий совершенную воздушность и невесомость. 



Причем бима перед ковчегом со свитками Торы изначально тоже была беломраморной, но при японской оккупации Сингапура в  годы Второй мировой войны она оказалась разрушенной. В  послевоенное время ее, разумеется, восстановили  – но из темного дерева, украсив звездами Давида.

Надпись на иврите над ковчегом гласит: «А я, по милости Твоей великой, в  Дом Твой смогу войти и, благоговея пред Тобою, смогу поклониться Тебе, лицом к  святому Храму Твоему обратившись». 



Между прочим – свидетельство прогресса!  – синагога «Хесед-Эль» была одним из самых первых зданий в Сингапуре с газовым освещением. Конечно же, позднее пришло электричество, но смонтированные под крышей газовые трубы сохранились до сих пор…

В декабре 1998  года синагога «Хесед-Эль» была признана национальным памятником. А  в  2017-м завершились масштабные ремонт и  реставрация, проводившиеся при поддержке сингапурского Совета по национальному наследию. Благодаря чему мы сейчас и  созерцаем всё это потрясающее первоначальное великолепие!

А сэра Менаше Меера и  его великие заслуги как филантропа до сих пор не забывают – и в Сингапуре, и в Израиле, для которого он тоже сделал немало.

Похожие статьи