Вадим Эйленкриг: «Без импровизации нет развития»

4 мая день рождения отмечает  известный джазовый трубач Вадим Эйленкриг. В своем интервью музыкант рассказал интернет-изданию «Театрал» о  том, что летом он планирует провести в Москве фестиваль джазовых оркестров и представить новый проект на Фестивале Владимира Спивакова. 

 – Вадим, какой из ваших проектов занимает сейчас вас прежде всего?

– В этом сезоне на телеканале «Культура» состоялась премьера нашего совместного с телеканалом проекта «Клуб Шаболовка, 37». Для меня особенно ценно, что формат программы нигде не заимствован, это абсолютно наше изобретение. И еще более ценно, что этот формат до сих пор остается пластичным и гибким, по большому счету, он постоянно меняется. Можно сказать, что у нас получился такой джаз-формат. И я очень хотел бы, чтобы он не стал классикой, этакой латынью с греческим. Без импровизации нет развития.

– Вы во всем апологет джаза?

– Я апологет импровизационной музыки, которая должна меняться и развиваться. Все статичное в какой-то момент начинает останавливаться, а я – за развитие, за коллаборации между жанрами.

– Судя по новостям на вашем сайте, телепроектом вы не ограничиваетесь.

– В этом году уже в четвертый раз состоится Фестиваль татарской песни, художественным руководителем которого я являюсь. На нынешний день мы полностью аранжировали уже около ста татарских песен, подобрали новые гармонии, записали их в новом прочтении. А еще этим летом предстоит сотрудничество с Московской филармонией. Там у меня два проекта, два абонемента, один из которых – летний фестиваль «Джазовое лето с Эйленкригом».

Это будет фестиваль современных джазовых оркестров, цель которого донести публике, что джаз – это современный жанр, который не остановился на оркестре Глена Миллера. Я хочу показать, что джаз – это очень современная музыка, которая может быть невероятно актуальной. Хотя это слово я и не люблю.
А в рамках второго филармонического абонемента у меня будет специальный проект с оркестром Владимира Спивакова. Я уже сотрудничал с Владимиром Теодоровичем и могу сказать, что это было даже больше, чем сотрудничество, я бы рискнул назвать это дружбой. Не так давно он мне предложил сделать что-нибудь совместно, и у меня сразу возникла некая идея. Я впервые в жизни даже подготовил презентацию на своем айпаде и, как мне кажется, был достаточно убедительным. Так что в этом году мы представим этот проект в филармонии и в Доме музыки на Фестивале Владимира Спивакова в октябре. А в апреле следующего года, в рамках этого же абонемента, я представлю свой первый альбом авторской музыки. Альбом еще не готов, но я надеюсь, что за год я успею его дописать. Безусловно, это очень долгая история, которая требует свободного времени, а его все меньше и меньше, потому что постоянно кто-то хочет встретиться, что-то сыграть, что-то записать. Это прекрасно, но все меньше остается времени на себя.

– Не скучаете по тому периоду, когда было много времени на себя и мало предложений?

– Такого я, честно говоря, уже и не помню. Но, конечно, скучаю по тому периоду, когда у меня бывал свободным целый день и я проводил его в спортзале, у телевизора или с друзьями. Сейчас таких дней мало.

– Не может быть, чтобы вы совсем забросили спортзал!

– Нет, конечно! Но приходится всю свою жизнь вписывать в жесткий профессиональный график, а мечта – это как раз день, когда ничего не надо делать.

– Насколько я знаю, вы еще и преподаете.

– Да, я преподаю в Академии им. Маймонида, и у меня чудесные студенты. Некоторые делают то, что я говорю, некоторые со мной спорят, но при этом я все равно всех люблю.

– Вы сами тоже выпускник этого института?

– Я его не оканчивал, но там я окончил ассисентуру-стажировку и защитил кандидатский минимум…  Но диссертацию защищать не стал. Самое забавное, что к окончанию я подготовил сольный концерт, потому что ассистент-стажер должен отыграть сольный концерт. А мне сказали: «Да мы прекрасно знаем, как ты играешь, спасибо!» – и автоматом поставили оценки. И я чувствовал себя страшно разочарованным, потому что не дали мне сыграть, хотя у меня, конечно, было и так много выступлений. Кстати, похожую историю мне рассказал пианист Борис Березовский. У него не было диплома об окончании Консерватории, и профессор пришел на его концерт, а после этого подписал ему диплом.

– Вы планируете впоследствии привлекать своих студентов к вашим проектам?

– Некоторые из студентов уже играют в моем оркестре, как и некоторые мои выпускники. Но самое главное, что большинство тех, кто у меня учится, уже работают! А для меня, если честно, критерий успешности преподавателя только в одном – трудоустроены ли твои студенты, потому что профессионал это не тот, кто хорошо играет, а тот, кто может заработать своей профессией. Другое дело, что хорошо играть – это один из важнейших пунктов, но далеко не единственный. И все мои подопечные, в принципе, работают по профессии, что безусловно для меня является поводом для гордости.

– Вы им не только преподаете мастерство, но и «передаете» деловую хватку? 

– Я передаю свое видение. Я бы не назвал это деловой хваткой, но как минимум я учу их быть дисциплинированными, объясняю этику общения и отношений в коллективе и с руководством. Наверно, я даже им даю какие-то азы общения с точки зрения психологии. Мы живем в такое время, когда на одно место могут подойти много разных людей, и вопрос, будет ли это место твое, не всегда лежит только в профессиональной сфере.

– В этом плане работа в придуманной вами программе на телеканале «Культура» как-то отличается от других ваших проектов?

– Его придумал не только я, мы ее придумали вместе с сотрудниками канала. Но достаточно большую часть проекта, которая связана с музыкой, с импровизацией, да, наверно, ее все-таки генерировал я. Мне очень повезло, на канале «Культура» работают необыкновенные люди, с которыми у меня удивительно теплые, доверительные, дружеские, а иногда чуть ли не родственные отношения. И я не знаю, как это могло бы сложиться в другом коллективе, но в этом – ничего не надо придумывать, выстраивать какие-то отношения, они просто искренние, и это самое важное.

– А гостей на программу предлагаете вы или телеканал выбирает?

– Гостей мы всегда обсуждаем вместе, если кого-то приглашают они, то я об этом знаю. Если кого-то приглашаю я, то об этом знает канал. Без взаимного одобрения ничего не происходит, но удивительным образом у нас практически не было таких моментов, когда бы мы не смогли договориться, кого приглашать.

– Какова структура программы, есть какой-то режиссерский план или это тоже импровизация? 

– Никаких репетиций нет, есть «вход» в программу и есть «выход» из программы. Как правило, мы его тоже пишем вместе. Я им объяснил, что я не профессиональный телеведущий, и поэтому, чем я буду более искренним, тем, наверно, мне больше поверят. Конечно, есть темы для общения, которые, прежде всего, хотят обсудить наши гости. Ведь каждый, кто приходит на программу, хочет что-то показать и о чем-то рассказать. И наша цель дать ему эту возможность, но всё это абсолютная импровизация. У нас нет ни одной прописанной шутки и очень много импровизации в музыке, у нас нет ничего отрепетированного.

– Из ваших импровизаций много потом вырезают для эфира?

– Я стараюсь на программе не ругаться матом, поэтому, в принципе, вырезать практически ничего не приходится. А если серьезно, то что-то вырезают, как правило, только потому, что надо уложиться в определенный формат, а не потому, что плохо получилось. Программа должна быть не больше часа. Хотя у нас было несколько праздничных программ – к Новому году и к 8 Марта, которые длились около двух часов, и это было прекрасно!

– Какие в этом сезоне театральные события произвели на вас впечатление? 

– К сожалению, в связи с большой занятостью сейчас все премьеры – в театре, в кино и даже музыкальные – проходят мимо меня. Но в последнее время я стал в свои телепрограммы приглашать театральных артистов и киноартистов, потому что я безумно люблю, когда музыкой занимаются актеры. Да, многие из них не обладают тем голосом, который должен быть у вокалиста, но за счет того, что они выстраивают драматургию и создают образ, получается иногда гораздо интереснее, чем у профессиональных певцов. У меня на программе уже были Гоша Куценко, Юлия Пересильд, Юлия Рутберг и Дмитрий Певцов. Раз уж я не всегда могу прийти на их спектакли, буду приглашать к себе!

Источник: Театрал

Похожие статьи