|
Юрий Табак
Юрий Табак

Филип Рот: памяти бунтаря

Почивший год назад классик американской литературы (ставший таковым еще при жизни) Филип Рот запретил проведение любых еврейских религиозных ритуалов на его похоронах. 

При этом, по словам биографа, он хотел бы «лежать в компании евреев, чтобы ему было с кем поговорить». Неподалеку от него на кладбище «Бард Колледж», возможно, когда-то окажется ныне здравствующий преподаватель колледжа и приятель Рота, крупнейший румыно-еврейский писатель Норман Маня, который возмутился когда-то, что его зачислили в список «Еврейских писателей Румынии»: «Это что такое?! Меня, что, Моисей послал сюда писать на румынском языке? Это мой дом. Я говорю по-румынски. Я никогда не отрицал, что я еврей, но мои сочинения принадлежат румынской литературной традиции». Неподалеку от Рота будет покоиться и еще одна великая еврейская бунтарка, Ханна Арендт.

Филип Рот тоже утверждал, что он американский, а не еврейский писатель. В любом случае, и до, и уже год после ухода из жизни Филипа Рота много обсуждают его плавающую литературную еврейско-американскую идентичность. Но зато всегда очень четко и ярко была выражена важная составляющая его миросозерцания: отношение к Богу и религии. Это отношение, накладывает особый отпечаток на Рота — и не столько как на американца, сколько как на еврея. И заостряет его творчество: тем более что Филип Рот более чем резок в своих высказываниях.
Приведем выдержки из двух интервью Филипа Рота.

1) Я спросил, религиозен ли он?
«Я как раз противоположен религиозному. Я анти-религиозен. Я нахожу религиозных людей омерзительными. Я ненавижу религиозную ложь. Это все большая ложь. Вы сами религиозны?»
- Нет, но было бы легче, если бы это было так.
«Я так не думаю. Я страшно это не люблю. И это не мой невроз, а убогая данность религии. Я даже не хочу об этом говорить. Мне неинтересно беседовать об овцах, которых именуют верующими. Когда я пишу, я одинок. Это наполненность страхом, одиночеством и беспокойством — и я никогда не нуждался в религии, которая спасала бы меня».
------------------------------
– Вы считаете себя религиозным человеком?
«Нет, во мне нет ни грамма религиозности».
– Нет?
«Нет».
– Но Вы чувствуете, что Бог есть?
«Боюсь, что нет».
– Вы же знаете: после ваших слов, что вы не верите в Бога, люди скажут: «О, боже, какие страшные вещи он говорит».
«Когда весь мир перестанет верить в Бога, это будет великое дело».

Так что все логично. Конечно же, настоящий еврей. Из славной когорты бунтарей. О чем свидетельствует даже камень на могиле.

Похожие статьи