|
Яна Любарская
Яна Любарская

Израиль? Нет, Германия. Часть II

Часть I здесь.

Эмиграция по так называемой «еврейской линии» прекратилась в Германии несколько лет назад. Однако, евреи продолжают туда приезжать — теперь уже те, кто подавал документы в начале 2000-х годов и просто не успел сделать этого раньше. Часто это члены семей тех, кто давно живет в Германии: их дети, супруги, родители. При этом, согласно современным требованиям государства к приезжим, они должны владеть немецким на определенном уровне, сдать перед отъездом соответствующий языковой тест. Если в Германию направляются пожилые, власти смотрят на уровень их языка сквозь пальцы, ведь пенсионный возраст в стране начинается с 67 лет: «Конечно, им тоже следует знать немецкий, но устроиться на работу в таком возрасте они уже вряд ли смогут. Зато с молодежи просят гарантированного приглашения на ту или иную должность», — говорят знающие люди.

Курсы немецкого языка в Германии отчасти являются интеграционными. Они позволяют также узнать культуру, обычаи, законы нового места. Часто эти самые занятия оплачиваются государством или приглашающим предприятием. Но и здесь имеются свои подводные камни. Даже получив на родине высшее образование, иностранный специалист должен будет подтвердить свою компетентность и квалификацию, свой диплом, уже в Германии: «Если ты собираешься работать, у тебя есть высшее образование, требуется подтверждение этого документа в единственной в стране организации, занимающейся оценкой дипломов — Die Zentralstelle für ausländisches Bildungswesen. Отправляешь диплом туда, вместе с табелем с оценками, с заявлением. Гуманитарные дипломы подтверждаются не все, есть определенные трудности и с медицинскими. С инженерами все тоже очень хитро. Если ты русский немец, гражданин Германии, диплом подтвердят. Если же ты еврей, то должен сначала отправиться в университет на последние курсы, и еще два года там отучиться. При этом финансовую поддержку обучения никто не гарантирует, и как правило, платить за все приходится самому эмигранту. Поэтому многие сначала идут на неквалифицированную работу, чтобы заработать денег, а потом в университет, хотя за это время спокойно можно потерять квалификацию», — вздыхают мои собеседники.

«Я посылал свой диплом и получил ответ, что, конечно, могу именоваться инженером, но так как не имею никакого отношения к немецкой культуре, то мой документ не подтверждается. А без этого, кто меня возьмет по профессии?» — сокрушается выходец из Эстонии еврейского происхождения, решивший попытать счастья на новом месте. 

Конечно, новоприбывших могут содержать родственники, а если таковых нет, то на помощь приходит так называемый Центр поиска работы (Джоб-центр), куда следует встать на учет всем эмигрантам допенсионного возраста, то есть до 67 лет. После пересечения данного жизненного рубежа о людях должно заботиться местное социальное ведомство. В дальнейшем сотрудники Центра поиска работы отправляют человека на курсы переквалификации за свой счет или с последующим частичным возратом затраченных средств самим учеником. Порой и сразу помогают куда-то устроиться, вопрос решается на собеседовании. В стране также функционируют некоммерческие, негосударственные объединения, занимающиеся интеграцией. Такие структуры, как правило, организуют курсы компьютерной грамотности для пожилых, семинары для трудных подростков, различные тренинги по гуманитарным профессиям, чтобы легко ввести своих подопечных в новое общество путем их активности, вовлеченности в общие процессы и интенсивное общение друг с другом.

Важно подчеркнуть, что в Германии все профессии делятся на два типа: регламентированные и нерегламентированные, то есть на специальности, требующие разрешения на трудовую деятельность от ряда учреждений или группы ведомств, и на те, что не подразумевают государственного допуска к началу работы, подтверждения диплома. Во втором случае начать трудиться можно сразу после приезда.

«Чтобы работать на заводе, человек должен знать язык на минимальном уровне, иначе его даже на конвейер не поставят, тут играет большую роль техника безопасности. На этот завод еще надо попасть, обычно зарплаты там высокие, но и знание языка при этом должно быть неплохое, чтобы рабочий мог как-то коммуницировать с коллегами и с руководством, понимать инструкции. То же самое логистика. Ни на какой склад приезжего не возьмут без опреденного уровня языка. Даже в русском ресторане или магазине хозяева требуют немецкий, ведь туда заглядывают и местные жители. Без всего вышеперечисленного о работе в Германии можешь забыть, тебя не пригласят даже на улицу, стричь кусты в трест зеленых насаждений. Поэтому многие тут предпочитают получать пособие по безработице в 850 евро и сидеть дома», — рассказывает еврейский знаток местных реалий.

Зарплата неквалифицированного работника составляет около 1200 евро, а с вычетом налогов, проездного и прочих накладных расходов, будет покрыта та самая разница с выплатами по безработице — довольно несущественная. Поэтому многие эмигранты в Германии «сидят на пособии», как там принято говорить. Но Центр поиска работы, ведущий свою динамичную статистику, также не дремлет и не может допустить, чтобы приезжий сильно расслаблялся. Через несколько месяцев ему настойчиво предлагают пройти курсы, пытаются куда-то его устроить, причем отказываться нельзя, так как можно совсем лишиться пособия. Люди специально заболевают, приносят справки, срывают собеседования. Эмигрант, проходящий обучение, уже не считается безработным: «Однажды, когда я устраивался на работу, рядом со мной сел мужчина, находившийся в стране две недели, без знания языка. Он указал в заявлении о трудоустройстве, что хочет стать директором или заместителем директора завода, чтобы ему отказали. Завод потом прислал ответ, где красной ручкой, на углу его прошения, было написано: “Боимся, что если вы станете нашим директором, мы разоримся”. А дело в том, что такие вот документы и ответы следует представить тем, кто хочет тебя трудоустроить. Благодаря этой продуманной игре, тебя какое-то время не трогают, ты сидишь на пособии, занимаясь своими делами», — сообщает временный безработный.

Что касается Израиля, то знатоки уверяют, что, не владея ивритом, но свободно говоря по-английски и имея престижный диплом, после совершения алии можно найти достойную работу, продолжить учебу. Зная в еврейском государстве только русский, жить также можно, но вот с качественной работой возникнут сложности. Также коренные жители страны молока и меда не жалуют тяжелые грязные работы, а потому стройками, ремонтом, перевозками, охраной занимаются, как правило, выходцы из бывшего СССР, но негатива или презрения в свой адрес от израильтян не испытывают, здесь принято искренне уважать любой честный труд.

Разделения на интеграцию в отношении евреев и неевреев в Германии официально не существует. Но надо отметить, что еврейские общины занимаются этим через свои языковые курсы, через циклы лекций по истории иудаизма, Израиля, они также активно помогают пожилым после переезда. Лекторы общины регулярно рассказывают своим гостям о немецко-еврейском сотрудничестве в донацистской Германии, о том, какое историческое место в обществе занимали евреи, о связях Германии с Палестиной, и здесь непременно находятся общие точки пересечения. Там проводятся традиционные праздники, уроки Торы для прихожан с раввином, семинары, посвященные иудаизму, сотрудники общины даже могут помочь найти работу, как правило — неквалифицированную, где достаточно среднего образования. Еврейская община Германии часто отправляет молодежь на учебу в Израиль. На мой вопрос о том, можно ли сегодня спокойно и безопасно пройтись по немецким улицам в кипе и с пейсами, местные евреи уверяют, что тут — как повезет, ведь национальная нетерпимость в их стране запредельно зашкаливает, а отмечать еврейские праздники можно лишь под усиленной охраной полицейских патрулей. 

«Не следует думать, что уезжающие в Германию евреи потеряны для своей исторической родины. В Европу попадают многие израильтяне, потому что здесь есть возможность получить должность с более высокой зарплатой, и таких людей здесь немало. Но в Германии наши судьбы целиком зависят от милости чиновников. Некоторые считают, что израильтяне занимают те места, которые могли бы получить местные, пытаясь избавиться от нас бюрократическими способами», — говорит горский еврей Ронни Гасанов, израильтянин по паспорту, которого вместе с семьей и маленькими детьми еще недавно хотели выдворить из Германии из -за несущественных чиновничьих придирок.

Основная цель еврейских общин Германии, помимо интеграции — приближение своих прихожан к иудаизму. В этих же стенах пожилым евреям помогают переводить с немецкого важные письма и документы. К сожалению, еврейская молодежь не часто балует синагоги своим вниманием, отчего остро строит проблема ассимиляции. Зато этих же молодых людей можно встретить на похоронах своих бабушек и дедушек, они провожают их в последний путь вместе с раввином, непременно участвуя в траурной процессии. Для самых маленьких при общинах работают детские клубы, где малыши рисуют, весело играют, занимаются разными увлекательными дисциплинами, учат русский язык, так как родители не хотят, чтобы дети его забывали. Не секрет, что в еврейской среде, среди своих, такие занятия стоят очень дешево или вовсе бесплатны.

Как известно, спрос рождает предложение. Из-за того, что многие наши пенсионеры так и не выучили немецкий, в поликлинику, к врачу, к нотариусу, в государственные инстанции их сопровождает человек, хорошо изъясняющийся на языке страны, так называемый помощник. Это зачастую частная инициатива. Но в подавляющем большинстве случаев такой вот поддержкой занимаются профильные структуры, «флегединсты», являющиеся своеобразным мостом между больничными кассами и врачебными «праксисами», больницами, а также пожилыми клиентами. Имеется также целая система частных «сервисных центров», помогающих гражданам бывшего СССР получать паспорта, справки, организующих поездки по консульским проблемам в другие города. Автобус или поезд стоит немалых денег, а вышеназванные фирмы обладают личным транспортом, на котором, за умеренную плату возят людей.

После переезда в Германию молодые люди, как правило, начинают искать работу, а пожилые (начиная с 67 лет) получают Grundsicherung — минимальное прожиточное пособие в размере около восьми сотен евро, суммы разнятся в зависимости от места проживания и некоторых иных факторов. Подобно израильской системе, больничная страховка в Германии обязательна для всех, и так же, как на Святой Земле, больничную кассу клиент выбирает самостоятельно. Государство оплачивает новоприбывшим евреям все их походы к врачам, а стоматологические услуги, протезирование, к примеру, компенсируются больничными кассами лишь частично. Как в Израиле, так и в Германии «скорую» просто так не вызовешь, иначе есть риск попасть на приличные расходы в связи с «ложным вызовом», в обеих странах для этого требуется очень серьезный повод. Если же ситуация действительно тяжелая и требует прибытия машины, в Израиле, например, следует сначала объясниться со страховщиками, несмотря на плохое самочувствие и скудное знание иврита.  

Транспортные поездки по Германии также совсем недешевы. Обладатели грундзихерунга получают по почте специальные красную и синюю карточки, чтобы дешевле посещать различные мероприятия, и по ним, они с ощутимой скидкой приобретают билеты на общественный транспорт.

Основной вывод, который можно сделать в конце нашего исследования, состоит в том, что в образовательной, транспортной, правовой, социальной, экономической, медицинской сферах Израиля и Германии очень много общего, положительного и объединяющего, не позволяющего человеку остаться в беде, быть брошенным на произвол судьбы. Это страны, где перед законом равны все — и рабочий завода, и дворник, и банкир, и президент. А самое главное, евреи живут вне Святой Земли не потому, что активно рвались на «жирные немецкие хлеба», а потому, что не попали в Израиль или Америку, или по каким-то иным, личным причинам, когда не нашлось другого выбора: «Мы с мамой находимся в Германии, так как не можем переносить жаркий климат Израиля, не забывая о Холокосте, всегда отмечая девятое мая, поддерживая ветеранов, сохраняя память о погибших, поэтому, не следует кидать в нас камнями. Мы обожаем нашу историческую родину, это наше спасение, наш дом, который всегда нас примет. И для нас очень важно, что Германия поддерживает Израиль на самом высоком, официальном уровне. А нацисты и антисемиты сегодня есть везде...» — завершает этот очерк еврейский эмигрант.

Теги

Похожие статьи