Имя Михаила Мошеашвили хорошо известно любителям живописи, как в Израиле, так и за рубежом.
Он член Союза писателей Израиля, поэт - песенник, музыкант, журналист, талантливый художник, скульптор и резчик по дереву. Входит в состав творческой студии «Пером и кистью» г. Бат-Яма и является одним из заместителей руководителя студии Фриды Юсуфовой. Отличительной чертой всех членов студии «Пером и кистью» является то, что все они не только талантливы в живописи, но и в прозе. Все стены студии украшены картинами художников, недавно там установили и сцену. Здесь регулярно проводятся творческие вечера и презентации, на которые Михаил Мошеашвили приходит со своей очаровательной супругой Ирмой.
30 мая в ресторане «Жемчужина Баку» (Бат-Ям) собрались друзья, родственники и члены семьи Михаила Мошеашвили , что отметить его 60-летний юбилей. Алекс Кушнир – владелец ресторана как всегда постарался со своей командой поваров и официантов украсить вечер изысканными блюдами кавказской и израильской кухни. А популярный певец и шоумен Артем Якубов веселил гостей не только восточными и русскими песнями, но поздравляя юбиляра, рассказывал притчи и представляя поочередно выступающих с поздравлениями: Фриду Юсуфову, Лию Крихери, Хану Рафаэль, Чинара Ханукаева и др.
Первое слово, конечно же, ведущий представил спутнице жизни — супруге юбиляра. Ирма поведала о том, что он пришел свататься к ней, когда она была в возрасте 17 лет, и за все 36 лет совместной жизни, Михаил сумел подарить ей все самое прекрасное, что может подарить заботливый муж: счастливые годы вместе, дочь, сына и внука, и привел её к пониманию живописи. Она также выразила благодарность всем гостям:
«Спасибо вам наши дорогие друзья за теплые поздравления по поводу юбилея моего супруга Михаила. Хочу выразить огромную благодарность за теплоту вашей души и сердца, а также поблагодарить участников студии «Пером и кистью» за проявленное уважение к нашей семье!»
В своем поздравлении Фрида Юсуфова рассказала о жизненном и творческом пути коллеги: «Картины Михаила ярко выделяются среди работ наших художников, своей фактурой, яркими красками. Он родился 25 мая 1959 г. в г. Кутаиси (Грузия). Его родители родом из Баку. С детства много рисовал – карандашом, мелом, чернилами, мечтал получить художественное образование, стать профессиональным художником. Жизнь, однако, сложилась иначе, после двух курсов Бакинского техникума электросвязи, ушел служить в армию. После службы он вернулся в родной город Кутаиси и поступил учиться в фото школу. Получив специальность фотокорреспондента начал работать в знаменитой футбольной команде «Торпедо-Кутаиси», регулярно публикуя свои фотоработы в «Кутаисской правде». В 1992 году с семьей репатриировал в Израиль, проживает в городе Холон. Имеют сына, дочь, и внука».
Фрида Юсуфова вручила Почетную Грамоту юбиляру, подписанную членами творческой студии и председателем Федерации Союза писателей Израиля Ефремом Баухом, где отмечено: «Заместителю руководителя творческой студии «Пером и кистью» Михаилу Мошеашвили. Правление Союза писателей Израиля (отделение горских евреев) и все ваши коллеги по творческому цеху поздравляют Вас — замечательного поэта, художника, музыканта с 60-летним юбилеем! Желаем вам доброго здоровья, благополучия, хорошего настроения, удачи в творчестве и новых работ!»
В Израиле М. Мошеашвили устроился работать по специальности в профессиональной области — техническим специалистом. А с 1999 года стал серьезно заниматься творчеством, писать картины маслом. Первые художественные работы мастера были из серии «Сальвадор Дали», за ним последовали другие произведения, представленные в разной ретроспективе. Отрадно отметить, что Михаил тяготеет именно к масштабным сюжетам, наполненные светом, воздухом, красками и ароматом полнокровного хоровода жизни. В них, как и в самой суматохе жизни, немало познавательного, разнообразного и даже загадочного, что дает возможность заглянуть в богатый внутренний мир художника.
В 2004 г. состоялась первая персональная выставка «Круг жизни» М. Мошеашвили, получившая обширное освещение в русско- и ивритоязычной прессе. Подобных выставок было примерно 20, а одна из них (общая с израильскими художниками) состоялась год тому назад в Париже. Известный ученый-искусствовед профессор Григорий Семенович Островский, посетив выставку «Круг жизни», отметил:
«В отличие от большинства художников, Михаил Мошеашвили настойчиво, не жалея сил и времени, работает в самом сложном и трудоемком жанре — многофигурной тематической композиции. Ему тесно в привычных рамках станковой живописи, и он пишет картины по 350 см в длину и 180 –в высоту! Художник подготовил цикл картин такого рода и такого масштаба, предназначенных для персональной выставки в бат-ямском Музее Катастрофы. В одной из них нас ожидает встреча с глашатаями сионистской идеи Е. Герцлем, З. Жаботинским, И. Рабином. Усложненная структура картин такого рода определяет их в разряд достаточно наглядных, политически и идеологически заряженных иллюстраций, а это в свою очередь обусловливает их ангажированность. Такого рода живописный жанр процветал в советской живописи, и если идеологический заряд исчерпал себя, то жанровая структура оказалась более жизнестойкой. И что характерно — жизнестойкой не столько в среде профессиональных, опытных художников, сколько у любителей, стремящихся к рассказу-исповеди, более подробному повествованию о том, что было, что есть и что, возможно, будет. Еще одна краска в непростых отношениях с творчеством некоторых художников-репатриантов».
Юбиляр поблагодарил всех пришедших поздравить его и тоже порадовал их декламацией своих стихов со следующими названиями: «Душа – это программное обеспечение головного мозга», «Старая гитара и старик» и «Художник».
ХУДОЖНИК
Зашел я друга навестить,
Хотелось с ним поговорить.
Чайку попить,
Проблемы жизни обсудить.
Рукой тихонько дверь открыл,
Мой взгляд застыл.
Решил ему я не мешать,
За ним с порога наблюдать.
Внутри той комнаты – мирок,
Сидит пророк,
Наносит кисточкой мазок,
Картину жизни создает.
Встает. Он ходит взад-вперед.
Свободу мыслям он дает.
Душа поет, то есть полет.
Подходит снова он к холсту,
Не замечая красоту.
И видя лишь одну муру.
«К чертям», – подумал – «Все сотру».
И все же продолжал смотреть,
На незаконченный сюжет.
«Но где - же цвет? И жизни нет.
Картина мрачная вокруг,
Испуг, и одолел недуг
Искал ответ. Решенья нет».
Недолго так он простоял
Сомнений тучи разогнал,
И охру с желтой размешал,
Индийской красной тон задал.
И суетливою рукой пустился в бой.
Он не дышал.
Своим полетом управлял.
В его глазах огонь сверкал.
Он каждый мускул напрягал.
Палитру красок восхвалял.
И кистью мастерски махал.
Вдруг взбунтовал….
Затем себя он вдохновлял,
И пеньем громким подбодрял,
Цвета живые создавал.
Присел. И снова помрачнел.
Весь побелел. Усталым взглядом
Посмотрел на свой удел.
Немало в жизни он терпел,
Но где предел? Рука не та.
Но все, же мыслит голова.
Закрыл глаза.
Густые брови опустил,
И кисти на пол уронил.
Он задремал.
В той дреме с кем-то воевал.
Верхом на лошади скакал.
В таверне шумной танцевал.
Под звуки банджо и гитар
Вдруг незаметно исчезал.
Мгновенно время он пронзал.
В цыганском таборе бывал.
И видел, как один цыган
Вокруг костра детей собрал.
Народ плясал и ликовал.
А он все продолжал летать.
И землю сверху созерцать.
Как по пустыне Моисей
Ведет измотанных людей.
Бредет беспомощно толпа,
Лишь Богу преданна она.
Затем он видит сдалека.
Несут распятого Христа.
Вдруг капнула моя слеза,
Но жизнь не та,
Вокруг одна лишь суета.
А я стоял в дверях, и ждал,
Когда наступит сна финал.
Хотел мой друг глаза открыть,
Но, я решил не заходить.
Не стал тогда его будить,
Был сам не свой…
Дорогой длинной мостовой
пошел домой…
Фото ниже: На юбилее