|
Илья Амигуд
Илья Амигуд

Нация стартапов и утечка мозгов

Израиль теряет свои лучшие умы, поскольку многие талантливые ученые и инженеры стремятся перебраться за границу. Таковы результаты исследования «Покидая Землю обетованную. Взгляд на проблему эмиграции из Израиля, опубликованного Институтом социально-экономических исследований им. Шореша — независимым научным центром, который возглавляет профессор Дан Бен-Давид, сообщает Times of Israel.

На каждого израильтянина с высшим образованием, возвращающегося в страну, в 2014 году приходилось 2,6 эмигранта. К 2017-му эта цифра возросла до 4,5.

В 2006 году количество врачей-израильтян, работающих в других странах ОЭСР, составляло 9,8 процентов от количества врачей, практикующих в самом Израиле. К 2016 году этот показатель возрос до 14 процентов.

При том, что население Израиля с 2006 по 2016 выросло на 24%, количество израильтян, получивших американское гражданство или грин-кард, увеличилось на 32%.

Население Израиля составляет 9 млн человек, но, как отмечается в исследовании, «исключительно небольшое» число граждан страны (около 130 тыс.) вносят весомый вклад в развитие национальной экономики и системы здравоохранения, поэтому страна чрезвычайно зависит от них. Они платят больше всего налогов, составляют костяк в таких жизненно важных отраслях, как хай-тек и медицина. Два верхних дециля (то есть 20%) населения вносят 92% в общую долю получамых страной подоходных налогов. На технологический сектор, в котором занято всего 2,7% рабочей силы, приходится 40% экспорта страны.

«Наша проблема в том, что из страны уезжает гораздо больше таких ценных кадров, чем приезжают в нее. С 70-х годов в стране не было создано ни одного крупного вуза, подобного Техниону, Иерусалимскому и Тель-Авивскому университетам, хотя население за это время выросло более чем вдвое», — отметил Дан Бен-Давид.

Дан Бен-Давид

Общее число преподавателей и сотрудников естественно-научных и технических подразделений вузов составляет около 0,1% населения Израиля в возрасте 25 лет и старше. Число врачей составляет 0,6% населения старше 25 лет, причем подавляющее большинство этих медиков получили образование в израильских вузах.

«Поскольку группа таких специалистов крайне малочисленна, эмиграция даже нескольких десятков тысяч человек может привести к критическим последствиям для страны, — продолжил Бен-Давид. — Надеюсь, что этого не произойдет, но существующие тенденции внушают тревожные мысли. Внутри Израиля действуют как бы две экономики, одна из которых тяжелым бременем лежит на плечах другой. Поскольку это бремя со временем становится все тяжелее, очень многие израильтяне с высоким доходом и востребованной специальностью выбирают отъезд за границу. Только сохранение в стране высококвалифицированных кадров и их приток из-за границы может обеспечить израильской экономике рост», — утверждает Бен-Давид.

Производительность труда в Израиле заметно отстает от ведущих западных стран, что приводит к усилению неравенства в доходах и, соответственно, к бедности. Значительная часть населения — прежде всего арабский и харедимный сектора — оказались в стороне от бума высоких технологий. В то же время стоимость жизни в Израиле растет быстрее, чем в других развитых странах, система образования отстает от нужд экономики, больницы стонут из-за нехватки койко-мест и квалифицированного персонала.


Исследование показало, что потребительские цены в Израиле на 28% выше, чем в США, и на 66% выше, чем в ОЭСР в целом. Тель-Авив и Иерусалим входят в пятерку самых дорогих городов в развитом мире. Тель-Авив занимает второе место, уступив первенство Лондону, а Иерусалим — пятое.

«Если в больницах нет свободных мест, на дорогах постоянные пробки, в школах шумно и грязно, и вы не видите никакой надежды на улучшение, потому что на протяжении 40 лет все израильские правительства были сосредоточены на иных проблемах, то вы, как многие это и делают, можете проголосовать ногами», — подчеркивает Бен-Давид.


Политическая система со множеством партий делает правительство заложником локальных групп, чьи цели далеко не всегда совпадают с интересами нации в целом. Чтобы добиться лояльности этих групп, правительство часто идет на популистские меры, вместо того чтобы инвестировать в образование и транспорт, считает Бен-Давид. За последние 40 лет популярность сионистских секулярных партий (как левых, так и правых) заметно сократилась, а доля ультраортодоксов утроилась. «Харедимные партии стали делателями королей, — подчеркивает Бен-Давид, — с 1977 года они присутствовали почти во всех правительствах. В результате они оказывают огромное влияние на расходование бюджетных средств. Они требуют денег для своей общины, но интересы их общины не являются общенациональными».

Харедим давно выступают против того, чтобы их дети обучались по стандартной программе, включающей такие предметы, как математика и английский, требуя, чтобы все учебное время посвещалось Торе и Талмуду. Сегодня пятая часть израильских детей принадлежит к ультраортодоксальному сектору, тогда как среди взрослого населения харедим составляют 7%. Тенденция очевидна.

Реформы в сферах образования, здравоохранения, общественного транспорта насущно необходимы, считает Бен-Давид. Развитие транспортной инфраструктуры позволит жителям периферийных районов добираться на работу в центре за приемлемое время. А появление дополнительных койко-мест в больницах снизит смертность от инфекционных заболеваний, которая в Израиле самая высокая среди стран ОЭСР. «Если средства не будут направлены в эти отрасли, — резюмировал Бен-Давид, — голосование ногами лишь ускорится».

Теги

Похожие статьи