|
Пресс-служба СТМЭГИ

Запрет ношения хиджаба в начальной школе вызвал бурную дискуссию в Австрии и Германии

Австрийский закон, запрещающий ученицам начальных классов носить хиджаб, (так обычно называют мусульманский платок), активно обсуждается сейчас и в соседней Германии. Об этом на сайте Jüdische Allgemeine рассказывает Ганс-Ульрих Дильман.

Мусульманские девочки в возрасте до десяти лет больше не смогут появляться на уроках в школах Австрии в платках. Но при этом ношение еврейской кипы или сикхского тюрбана по-прежнему разрешено. Законопроект был внесён в парламент развалившейся недавно правительственной правой коалицией Народной партии Австрии и Австрийской партии свободы. В либеральных кругах и в мусульманских организациях его жестко критикуют, в том числе за одностороннюю религиозную дискриминацию мусульман, живущих в Австрии.

В Германии правые популисты очень надеются, что австрийский закон будет принят за образец. Представитель парламентской фракции «Альтернатива для Германии» по вопросам образования, Гетц Фрёмминг, приветствовал закон, а председатель фракции Алиса Вайдель видит в нем «модельную» основу: «нужно рассмотреть вопрос о запрете хиджаба во многих других сферах общественной жизни, например, в средних школах, университетах или даже в официальных учреждениях». Заместитель председателя фракции «свободных демократов» в Бундестаге Стефан Томэ не исключает полного запрета на головные платки для девочек. Ношение платка, по его мнению, может «затруднить интеграцию в круг товарищей по играм и учебе и непроизвольно сексуализировать девочек», — утверждает Томэ — «в сложных случаях государство должно защищать право детей на свободное развитие даже от их родителей». Нина Варкен, представитель по интеграции от фракции ХДС/ХСС в Бундестаге, видит предмет для дискуссий, «поскольку родители-мусульмане, все чаще предпочитают, чтобы их дочери носили платок уже в детстве, хотя на самом деле это принято только после полового созревания». Однако, столкнувшись с «конституционными противоречиями», политик из ХДС не только требует тщательного рассмотрения и дебатов прежде чем вводить запрет на мусульманский платок, но и подчеркивает, что их нужно вести «уважительно по отношению к оппонентам». Отрицательно высказывается Константин фон Нотц, («альянс 90»/«зеленые»). Он обеспокоен тем, что речь идет о «явно недопустимой с точки зрения конституции, стигматизации» одной из религий. «Это было бы очень контрпродуктивно для интеграции», — говорит фон Нотц. «Левые» и СДПГ в Бундестаге не ответили на вопросы Jüdische Allgemeine по данной проблеме.

Представитель рабочей группы еврейских социал-демократов Авраам де Вольф, не согласен с запретом на платок, как это сделано в Австрии: «Кипа и платок в равной степени атрибуты религиозных обычаев. Но перед этим законом они не равноправны, разрешить кипу и запретить платок — это нарушение Европейской конвенции по правам человека, которая ратифицирована каждым парламентом», - говорит он. «Свобода вероисповедания распространяется и на детей. Итак, не может быть запрета на платок в школе».

Скептически относительно возможного вмешательства государства в религию настроен и раввин Андреас Нахама, председатель Генеральной конференции раввинов (ARK). «Государству хорошо бы посоветовать не вмешиваться в религиозные дела, поскольку необходимо уважать основные права всех верующих», — таково его личное мнение. То, что родители определяют религиозное воспитание детей, когда это «не ущемляет благополучие детей», является частью свободы вероисповедания. Критерий  принятия решений начинается для Нахамы с вопроса о том, где происходит «ущемление благополучия ребенка», и как это сочетается с религиозной свободой. При том, что он является также президентом с еврейской стороны общества иудео-христианского сотрудничества, раввин отправляет своих детей в школу без кипы. «В Торе нет заповеди носить кипу»,— говорит он, подчеркивая при этом, что «государственные пространства должны оставаться отделенными от религии».

По словам президента Ассоциации еврейских общин Нижней Саксонии Михаэля Фюрста, такие скрывающие все тело облачения, как никаб или бурка, неприемлемы. «Открытое общество — это открытое лицо», — подчеркнул Фюрст. Но, по его мнению, немецкий закон, аналогичный австрийскому, «явился бы совершенно ложным сигналом государства обществу».

Свобода вероисповедания также включает в себя признание того, что религиозные общины могут жить по своим правилам. И если к числу этих правил принадлежит платок, то это должно быть разрешено как часть религиозной практики, не затрагивающая остальную часть общества. И если уже начинают запрещать религиозные символы, приходится задаться вопросом: когда это произойдет в отношении кипы? И первый шаг — запрет на ритуальный убой скота — уже делается. Евреи и мусульмане должны быть настороже, чтобы не позволить разделить их в этом вопросе.

Еврейская религиозная община Вены (Israelitische Kultusgemeinde Wien — IKG), которая в принципе против любого ограничения свободы религии, сознательно не комментировала «закон о платке», не считая правильным вмешиваться в дебаты, пока нет полной ясности, обязаны ли по исламским законам девочки младшего школьного возраста носить хиджаб. 

Перевод с немецкого Виктора Шапиро

Похожие статьи