|
Пресс-служба СТМЭГИ

Изгнанные дважды

70 лет назад, после прихода к власти в Китае коммунистов, Шанхай покинули еврейские беженцы, спасавшиеся здесь от нацизма. Корреспондент Judische Allgemeine Джим Тобиас рассказал об одном из них.

«Китайские коммунисты стояли на пороге», — скончавшийся в  2014 Альф Шнейдер живо описывал обстановку весны 1949 года. «Не было никакого смысла больше ждать, в любой точке мира было бы лучше, чем в Шанхае». Адольф Шнайдер, которого называли Альф, родился в 1926 году, он был младшим сыном Саймона и Салли Шнайдер.

Родители держали в Вене обувной магазин, но с «аншлюсом» Австрии закончилось буржуазное благополучие еврейской семьи: хотя Симон Шнайдер воевал за Австро‐Венгриию солдатом в Первую Мировую войну, национал-социалисты лишили его гражданства. Он нашел пристанище в Шанхае. У Симона все еще были финансовые средства: он смог купить дом и обеспечить свою семью. Его жене и двум сыновьям Георгу и Адольфу также удалось эмигрировать в Шанхай в феврале 1941 года.

Китайский портовый город с 1938 г. был убежищем для почти двадцати тысяч еврейских беженцев из нацистской Германии. Это было единственное место в мире, где эмигранты могли поселиться без визы. В 1941 году Шанхай оккупировали японцы, и въезд еврейским беженцам был запрещён.

Еврейские общины были здесь еще до наплыва европейских евреев. С их помощью, а также при поддержке «Американского еврейского объединенного распределительного комитета» («Джойнт» — JDC) беженцам было предоставлено жилье. Немногие были способны обеспечить себя. Родственникам Альфа по материнской линии, Игнацу и Бернхарду Горовицам, это удавалось благодаря их текстильной фабрике и кофейне. На текстильной фабрике также нашли работу Альф и его отец, в то время как его брат был занят в магазине.

Несмотря на трудности, у евреев в Шанхае были синагоги, свои школы, газеты, политические организации и ешива. Когда на Тихом океане разразилась война, условия жизни резко ухудшились, так как евреи должны были переселиться в созданное японцами гетто, за пределы которого, впрочем, можно было на время выходить при наличии пропуска. В августе 1945 года американские войска вступили в Шанхай. Беженцы стали массово паковать чемоданы, большинство евреев мечтали перебраться в США, Канаду или Австралию. Тем не менее, им предстояло ждать еще несколько лет. Только когда было создано государство Израиль, а традиционно эмиграционные страны либерализовали свою иммиграционную политику, евреи смогли оставить Шанхай за спиной.

«Поскольку моя мать родилась в Польше, а польская квота для США уже была заполнена, для нас осталась только Австралия», — вспоминает Альф Шнайдер. Его оба дяди Игнац и Бернхард Горовицы получили визу в США. В начале 1949 года Альф, Георг и мать Салли смогли переехать в Австралию, отец Саймон скончался в декабре 1944 года от тропической дизентерии, он похоронен в Шанхае.

Когда коммунисты под руководством Мао Цзедуна захватили власть в Китае, и их войска подступили к городу, начался окончательный исход. «Нам повезло, — радовался Альф уже полвека спустя, — потому что после того, как мы получили наши документы, грузовое судно как раз отправилось в Австралию. В тот же день мы были на борту». В феврале 1949 года Шнайдеры добрались до Сиднея. «Наконец-то у нас было безопасное убежище, — радостно сообщил Альф, — В Шанхае для нас не было будущего».

Последние евреи, в основном старые и больные, покинули Шанхай осенью 1950 года, их привезли в Израиль на кораблях Международной организаци ООН по делам беженцев («International Refugee Organization»).

Перевод с немецкого Виктора Шапиро

Похожие статьи