С одним из самых, казалось бы, неблагодарных инструментов — альтом, Юрий Башмет изменил мир сольного исполнительства.
– Юрий Абрамович, образно говоря, много лет назад вы вывели альт из оркестра за ручку, как гениального ребенка, на которого никто не обращал внимания, – и поставили его перед оркестром. С той поры он так и играет, а весь мир наслаждается его чарующим звуком и затаенными возможностями.
– Кривляться не буду – я сделал немало. Точнее, сам альт меня сделал. Но и историческая почва была хорошо подготовлена. Замечательный парижский скрипичный мастер Этьен Ватло когда-то сказал мне: «Твой альт замечательный, но не лучший в мире, а вот ваш альянс дает неподражаемый результат, поэтому никогда не изменяй своему инструменту».
Наверное, я еще и счастливчик. Меня приглашали для выступлений на известнейших концертных площадках — в Карнеги-холле, Ла Скала, Сантори-холле, — и я вошел в их историю как первый исполнитель сольных альтовых концертов. Кстати, и в нашем Большом зале Московской консерватории тоже. Это сыграло роль в моем большом исполнительском будущем.
– Первый альт вы купили на деньги, собранные игрой на гитаре?
– На треть. Остальное добавила мама, которая не хотела, чтобы я в школьные годы подрабатывал игрой на гитаре, которой увлекся больше, чем альтом. И это словно о моей маме знаменитый педагог Петр Соломонович Столярский, основатель первой в СССР музыкальной школы для одаренных детей, сказал: «Мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые мамы».
– Для вас писал изумительный композитор – Гия Канчели. Как-то я спросил Гию Александровича: «Почему вы так много пишите для альта?» И получил совершенно неожиданный ответ: «А назовите мне еще более грустный инструмент, чем альт?».
– Очень в стиле Канчели! Дело в том, что возможности альта гораздо шире, чем у скрипки или виолончели. Музыканты говорят, что альт находится между скрипкой и виолончелью. Я бы поспорил. Считаю, есть центр – альт, а вокруг него скрипочка и виолончель. На итальянском альт – viola, скрипка – violino, то есть маленький альт, а виолончель – violoncello, большой альт. У всего свои исторические корни!
Зимний фестиваль Башмета. Спектакль «Не покидай свою планету», 2019 год
– 1985-й. Вы создаете камерный ансамбль «Солисты Москвы», начинаете дирижировать...
– В принципе, я к дирижерам до того момента относился негативно.
– Почему?
– Потому что они, как правило, партитуру сольного концерта знали гораздо хуже, нежели партитуру симфонии. Не хочу, конечно, обижать всех абсолютно дирижеров, встречались и внимательные к оркестровому аккомпанементу.
Со мной же всё случилось банально просто. На фестивале во Франции, в Туре, не оказалось дирижера. Это был Валерий Гергиев, который по какой-то важной причине не смог приехать и продирижировать студенческим оркестром. Менеджер обратился ко мне. Я опешил – ведь никогда не стоял за дирижерским пультом, но он убеждал, что у меня всё получится. Студенты, говорит, тебя любят и будут делать всё, что скажешь, музыку-то ты знаешь. После первой же репетиции я понял, что этот «яд» попал в мою кровь и мне очень хочется дирижировать. Концерт прошел тогда успешно, но каким образом я достиг успеха, сказать не могу. (Улыбается.)
Встреча с музыковедом Манаширом Якубовым
– По-видимому, не всегда нужна мануальная техника, скорее уж – эмоциональность и харизма.
– Да, пожалуй, но техника тоже нужна. Без нее никуда.
– Кстати, вы брали у кого-нибудь уроки по дирижированию?
– Нет. Я всегда смотрел и продолжаю смотреть на то, как это делают дирижеры, и говорю себе: вот так я никогда делать не буду. Но и смотреть на себя в видеозаписи тоже не могу. (Смеется.)
– Поговорим о наследии. Скажите, альтисты нового поколения – они есть?
– Да, есть амбициозные в хорошем смысле слова молодые люди, которые понимают, что с этим инструментом можно стать мировой звездой. У них высокий уровень владения альтом, и их пять-шесть человек. Главное – как сложится их карьера, судьба. Есть нахальные и владеющие инструментом, но пустые, а есть музыканты с драгоценной душой, но недостаточно артистичные, скромные. Я вижу будущее за ними.
– Это будет непросто, вы высоко подняли планку…
– Да, причем так, что дай Б-г мне самому до нее ежедневно дотягиваться!
– Огромное спасибо за интервью!
– Надеюсь, мы встретимся еще и в Израиле – в теплой, красивой, доброжелательной стране, куда я всегда приезжаю с большим удовольствием.
Справка
Юрий Башмет родился в 1953 году в Ростове. Советский и российский альтист, дирижер. Окончил МГК им. Чайковского по классу альта (1976). Профессор. Народный артист СССР. Лауреат государственных премий СССР и РФ. Лауреат премии «Грэмми» (с оркестром «Солисты Москвы», Лос-Анджелес, 2008). С 2002 года – художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».