Скрываясь от недремлющего ока инквизиции, португальские евреи в XVII столетии устремились в Бразилию,и в 1636 году там открылась синагога «Кахал-Цур-Израэл».
Почти любая большая история на деле начинается задолго до официального начала. И было бы удивительно, случись иначе с синагогой «Кахал-Цур-Израэл» («Скала Израиля») – первой сразу на двух материках-континентах, в Южной и Северной Америке!
Современный вид синагоги «Кахал-Цур-Израэл»
Отправной точкой здесь стал 1492 год. Именно тогда испанские монархи Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская подписала печально известный Гранадский эдикт, предписывавший евреям Испании либо креститься, либо покинуть страну. Правда, ни смерти, ни иных наказаний не предусматривалось – эдикт «всего лишь» лишал евреев королевской защиты и права на справедливый суд, делая их беспомощными перед любыми посягательствами. Большинство Испанию покинуло, а оставшихся и крестившихся стали называть марранами.
Тысячи беглецов нашли прибежище в Португалии – король открыл границу всем евреям, готовым уплатить по 8 полновесных золотых монет за восьмимесячное пребывание. Часть из них всё же осела здесь, но в 1496 году иудаизм в Португалии был запрещен, в 1505-м в Лиссабоне после чумной эпидемии вспыхнул еврейский погром, в котором погибло более 3000 человек. А в 1531 году была учреждена португальская инквизиция… Увы, прелюбопытную историю борьбы папского и королевского влияний в португальской инквизиции придется оставить за скобками – хотя на судьбах евреев Португалии борьба эта сказалась печальнейшим образом.
В общем-то, к тому времени испанские-португальские марраны уже воспринимали Бразилию как спокойное место, где, избавившись от надзора инквизиции, можно было бы вести прежнюю, еврейскую жизнь. Селиться в Бразилии они начали после 1500-го, когда марранов стали ссылать в провинцию Пернамбуку для заселения будущего городка Ресифи. Возможности там открылись необычайные, и скоро Ресифи превратился в процветающее местечко в окружении плантаций сахарного тростника. Фактически евреи стали основной торгово-финансовой силой района...
Но в полной мере мечты так и не сбылись. Да, здесь как-то обошлось без учреждения собственно бразильской инквизиции, но в 1580 году в Бразилию начали прибывать инквизиторы-надзиратели, из метрополии, выявлявшие отступников от святой католической веры. Уличенных в отступничестве отправляли на скорый суд в Лиссабон, часто заканчивавшийся аутодафе.
Но всё кардинально изменилось в 1630-м – когда в ходе борьбы за колонии Ресифи оказался захвачен Голландией. Это время смело можно назвать еврейским ренессансом! Об инквизиции забыли, последовало множество послаблений, к тому же сюда переселилось из Амстердама немало голландских евреев, а местные марраны решили вернуться к вере отцов.
А поскольку общинная жизнь немыслима без синагоги, в 1636 году была построена «Скала Израиля» – первая синагога в Новом Свете, открылись талмуд-тора и ешива. Да и как иначе, если в общине насчитывалось 1500 человек!
Но процветание еврейской общины и тем более синагога под самым носом у святейшей инквизиции не давали покоя ни католической церкви, ни португальским властям. Поэтому еврейский ренессанс не продлился и четверти века. В 1654 году португальцы вернули себе Ресифи, отвоевав его у голландцев, – и евреям дали три месяца, чтобы покинуть город. Многие вернулись в Амстердам, кто-то уехал в Нью-Амстердам – которому лишь предстояло стать Нью-Йорком. Другие отправились на Ямайку, Барбадос, Кюрасао, основав на этих островах еврейские общины. Немало прочих навсегда затерялось в городках и селах самой Бразилии…
Оригинальное здание синагоги, пусть и перестроенное, сохранялось до начала XX века, хотя как синагога к тому времени не использовалось более 250 лет. Но в 1997 году Министерство культуры Бразилии и Межамериканский банк развития разработали программу Monumenta, которая предусматривала восстановление и сохранение исторического центра Ресифи. При проведении археологических работ были раскопаны и законсервированы руины синагоги, в том числе миква. А главное – здание решили восстановить, устроив там Еврейский музей.
Музей, архитектурой напоминающий двухэтажные синагоги, которые в XVII–XVIII столетиях строили сефарды из Испании и Португалии, открылся в 2001 году. Был восстановлен и интерьер вместе с бимой, а все археологические находки и остатки первоначального здания доступны для обозрения под надежной защитой музейного стекла. Стены синагоги очищены от поздних наслоений – причем древний кирпич не прикрыт стеклом, к нему можно прикоснуться и даже оставить меж кирпичей записку, адресованную Б-гу, в точности как в иерусалимской Стене Плача.
И сегодня, когда в городе Ресифи четыре синагоги, многие евреи справляют свадьбы и встречают праздники в здании «Кахал-Цур-Израэл» – потому что это высокий символ всей еврейской истории этой страны.
А каждый год в ноябре здесь проходит традиционный Еврейский фестиваль, собирающий до 20 000 гостей! В его программе танцы, показ кинофильмов и традиционные блюда еврейской кухни – от знаменитой гефилте фиш до не менее знаменитых флуден, рулетиков из песочного теста с вкуснейшими начинками.
…Некогда «Скала Израиля» стояла на Еврейской улице. Не сдвинувшись за минувшие века ни на метр, сейчас она находится на улице Доброго Иисуса. Тем не менее работает здесь еврейский культурный центр штата Пернамбуку. А следовательно, по-прежнему хранят еврейскую традицию, ни на йоту от нее не отступая.
Раввин «Скалы Израиля»
Раввином первой американской синагоги мог стать только человек в высшей степени достойный. Неудивительно, что община Ресифи пригласила раввина из Голландии – ведь оттуда происходили очень многие еврейские семейства города.
Исаак бен-Давид Абоаб да-Фонсека появился на свет в 1605 году в Португалии. И ему было лишь 7 лет, когда его семья вынуждена были бежать от преследований инквизиции – оказавшись в конечном итоге в Амстердаме. Юноша проявил большие способности к талмудической науке и уже в 21 год получил звание хахама, затем стал и членом раввинского суда. Но он благосклонно отнесся к приглашению стать раввином новой еврейской общины в Бразилии. Тем более что город Ресифи счастливейшим образом оказался под властью Нидерландов.
Абоаб да-Фонсека отплыл к берегам Бразилии в 1642 году в сопровождении нескольких сотен евреев. В Ресифи он с редкой энергией занялся всесторонним благоустройством общины, но в 1654-м разразилась катастрофа… Португалия военной силой возжелала вернуть себе контроль над всей Бразилией. Евреи сражались плечом к плечу с голландцами, но Ресифи пал...
Впечатления от пережитого вернувшийся в Голландию Абоаб да-Фонсека изложил в книге, начинающейся словами: «Памятник, воздвигнутый мною чудесам Б-жиим».