|
Антон Смирнов
Антон Смирнов

Евреи на Майорке: столетия тайной жизни

Шуэтас (марраны) с испанского острова, чьи предки были насильственно обращены в католицизм во время инквизиции, и презирались всеми, сегодня возвращаются в иудаизм.

Как и бесчисленное множество еврейских детей в Европе, Тони Пинья регулярно подвергался антисемитским издевательствам в школе. Его детство на Майорке, одном из Балеарских островов,пришедшееся на 1960- е годы, не назовешь безоблачным. Его периодически били, обзывали «христоубийцей» и «грязным евреем», сообщает JTA.
  
«Я спросил моего деда, почему другие дети называют меня евреем, — говорит он, — после его объяснений я все понял». Объяснение состояло в том, что Тони Пинья принадлежит к  шуэтас. Так на Майорке называют группу примерно из 20 тыс. человек, чьи еврейские предки обратились в христианство много веков назад, во времена испанской инквизиции.  Шуэтас по иронии судьбы сохраняли свою особую идентичность, потому что враждебность к ним заставляла их вступать в браки, преимущественно между собой.

В прошлом году г-н Пинья, шеф-повар, и Мигель Сегура стали первыми двумя шуэтас, избранными в исполнительный совет еврейской общины Майорки, который состоит из четырех членов. Впервые представители этого меньшинства получили место за общим столом.

«Это очень важно для для нас, это наполняет нас чувством гордости, дает нам ощущение принадлежности к сообществу», — сказала об этой эволюции Иска Бат Вальс, жена Тони Пинья, тоже шуэтас.



Город Вальдемосса на острове Майорка

Пара является одной из всего лишь нескольких десятков людей в этой группе, которая официально вернулась в иудаизм в последние годы. Большинство же шуэтас сегодня не считают себя евреями.

Тони Пинья, чьи родители были вынуждены тайно жениться, потому что их бабушки и дедушки, не бывшие шуэтас, выступали против их союза, а Иска Бат Вальс приняла ортодоксальный иудаизм  около пяти лет назад. Другие шуэтас, такие как скульптор Ферран Агилью, приняли реформистский иудаизм.

В прошлом году местные власти открыли памятную доску на площади Пальмы, где в 1691 году было сожжено 37 евреев, событие известное здесь как  «костер еврейской радости». После периода, когда многие жители и муниципальные лидеры замалчивали данный факт, это открытие стало первым признанием зверств, совершенных здесь.
В 2015 году муниципалитет помог построить небольшой еврейский музей в бывшем еврейском квартале. Расположенные на мощеной улице в песчаниковом лабиринте старого центра города, окружающие улицы настолько тихие и настолько хорошо сохранились, что легко представить жизнь здесь столетия назад, когда криптоиудеи  владели здесь практически всей торговлей.



В этом магазине когда-то находилась синагога

Евреев больше нет, но здания, в которых когда-то размещались их три синагоги в Пальме, сохранились и находятся в хорошем состоянии. Одно из них стало пекарней. Еще одна бывшая синагога превратилась в церковь.

В мае город впервые организовал памятную церемонию, посвященную евреям, которые в 1688 году попытались сбежать с острова на лодке. В итоге их поймали и подвергли пыткам.

Большая металлическая якорная цепь, свернутая в  кольцо теперь лежит рядом с рестораном Bahía Mediterráneo возле яхтенной пристани, где, как считают многие шуэтас, когда-то стояла эта лодка. Цепь совершенно гладкая, потому что шуэтас прикасаются к ней при каждом прохождении, как делают многие католики в Европе со статуями святых.

«Инквизиция до сих пор остается болезненной тайной»,  —  говорит Дани Ротштейн, уроженец Нью-Джерси, который переехал сюда в 2011 году и теперь водит экскурсии по еврейским достопримечательностям острова. — Но и сегодня она жива в умах людей, потому что на Майорке она особенно жестоко проявила себя».

Сегодня Пальма-де-Майорка, приморский город с населением около 400  тыс. человек, является одним из самых космополитических в Испании. Открытый в 1970-х годах любителями «погреться на солнышке» из холодного климата, остров в настоящее время принимает более 10 миллионов туристов в год. Туризм изменил местное общество, которое на протяжении веков было чисто аграрным и сохраняло сильные изоляционистские тенденциями.

«Внезапно мы перестали быть чужаками. Шуэтас ты или нет — сейчас это не имеет никакого значения, это просто старое предание », — говорит местная жительница Фортеза Рей.

Некоторые иностранцы вносят непосредственный вклад в сохранение объектов еврейского наследия.


Дани Ротштейн рассказывает туристам из Германии о церкви, которая когда-то была синагогой 

В Инке, втором по величине городе Майорки, бывшая синагога и миква были обнаружены и частично сохранены британским дизайнером Робертом Лопесом Хинтоном и его женой-француженкой Мари-Ноэль Жинар Ферон. Пара, не имеющая к евреям никакого отношения, купила ветхое здание в старом еврейском квартале Инки десять лет назад. Только во время ремонта здание раскрыло свои секреты: «Мы поняли, когда заметили, что это узкое окно, которое мы всегда находили странным, пропускало луч света внутрь два раза в год: к  равноденствию и к солнцестоянию»,  —  вспоминает Лопес Хинтон, добавляя, что эта особенность освещения характерна для синагог и церквей в Испании. «Когда мы обнаружили микву с ее продуманной системой сбора дождевой воды, мы поняли, что это не церковь». Пара открывает свой дом для посетителей один день в неделю и организует культурные мероприятия, в том числе посвященным инквизиции и тайным иудеям, также известным как «анусим».

Члены еврейской общины Майорки празднуют Ту Би-Шват

Тем не менее 600 лет назад именно с Майорки начались массовые гонения на испанских евреев. Майорка оказалась одним из четырех испанских регионов, где евреев убивали на улицах во время погромов 1391 года. Столкнувшись с этими чудовищными преследованием, многие шуэтас стремились продемонстрировать приверженность христианству. Они считали делом чести работать в день субботний в нарушение еврейского закона, так что выражение для выполнения обязанностей по дому на майоркском диалекте до сегодняшнего дня звучит как «делать шаббат».

Они превратили свою халу, кошерный субботний хлеб, в ансеймаду — десерт, который, как ни странно, делали с использованием свиного сала, как утверждает Томё Арбона, знаток этого блюда . В прошлом году Арбона, не еврей по национальности, начал продавать кошерный вариант этого круглого национального блюда в своей пекарне Fornet de Sa Soca, что для него буквально символизирует «замыкание круга». 

Действительно, «замыкание круга» является для многих шуэтас основной мотивацией для обращения и возвращения в иудаизм. Тони Пинья и его жена теперь постоянные прихожане единственной синагоги на Майорке, расположенной в центре Пальмы, рядом с азиатским массажным салоном.


Эри Жиронди (слева), президент еврейской общины Майорки, сажает дерево во время праздника Ту Би-Шват 

В пятницу вечером около 50 местных жителей из всех слоев общества, в том числе экспаты — американцы, британцы и израильтяне — собираются здесь на службу по сефардскому обряду. В настоящее время у общины нет постоянного раввина. Некоторые шуэтас , в том числе Рафаэль Аэдо Понс, примерный отец и директор местной энергетической компании, говорят, что «им вообще не нужно переходить в иудаизм, потому что их корни такие же еврейские, как и у любого другого еврея».

Ниссим Карелиц, ашкеназский ортодоксальный раввин из Бней-Брака, постановил в 2011 году, что шуэтас не нужно принимать гиюр, потому что они уже и так  евреи. (Однако решение Карелица не было подтверждено раввинатом государства Израиль, который официально отвечает за все события жизненного цикла в еврейском государстве.)

По словам раввина Джозефа Уоллеса, потомка раввина Рафаэля Вальса, последнего еврея, сожженного на костре на Майорке в 1691 году, решение Карелица было верным шагом. Господин Уоллес, который возглавляет группу «Арахим», базирующуюся в Бней-Браке и  занимающуюся восстановлением единства в еврейской среде, посетил Майорку в феврале, чтобы встретиться с членами местной еврейской общины.

«История этого острова связана с решимостью его евреев оставаться евреями перед лицом одной из самых жестоких попыток истории искоренить иудаизм, — сказал Уоллес. — И это свидетельствует о желании евреев всего мира сохранить свою идентичность».


Похожие статьи