«...вечность этого невозможного поцелуя сожжет мои губы...»
Страстное письмо о тысяче поцелуев Авшалома Фейнберга, написанное Ривке Ааронсон – и любовь, которая никогда не материализовалась.
В Израиле широко известна песня Цвики Пика, основанная на этом письме Авшалома Фейнберга. Авшалом был романтиком и красивым молодым человеком с горящими глазами и поэтической душой. Ранее я уже подробно писала об этом письме. Хотя оно было написано в начале прошлого века, оно полно понятной нам и совершенно современной тоски и эротики. Его возлюбленной было всего шестнадцать.
Нам сложно ориентироваться во всех хитросплетениях этих отношений. Есть сведения, что письмо было написано не Ривке и лишь потом передано ей; что «юноша бледный со взором горящим» Авшалом в отстуствие Ривки сблизился с ее замужней сестрой Сарой Ааронсон; что в Сару был страстно и безответно влюблен еще один член «шпионского кольца» НИЛИ.
Но мы точно знаем, что любовь Авшалома к Ривке так и не осуществилась. Семья ради безопасности отправила ее в Америку. Он отправился в Египет через Синайскую пустыню и был убит бедуинами. Его могила была много лет неизвестна и обнаружена только после Шестидневной войны.
Ривка в кабинете своего брата Аарона в Атлите. Фото: Музей НИЛИ
Ривка вернулась в Зихрон-Яаков и посвятила свою жизнь сохранению памяти о своей семье и НИЛИ, и фактически создала Бейт-Ааронсон – живой и активный музей. Она осталась вечно верной Авессалому, своему покойному возлюбленному.
А письмо осталось вдохновлять всех влюбленных.
«...я дышу твоим воздухом, даже когда я не рядом с тобой...»
В 1929 году Лилик Шац написал его своей возлюбленной, юной Саре Кляйн, когда они вынуждены были расстаться.
* * *Саре было четырнадцать, когда ее семья перебралась из Венгрии в поселение Гедеон в Изреельской долине и попыталась заняться сельским хозяйством, но терпели одну неудачу за другой. Сара была великолепна: живая, веселая, любознательная красавица. Она никогда не училась, но самоучкой постигла многое.
Когда ей было девятнадцать лет, семья переехала в Иерусалим. Сара устроилась нянькой и домработницей в состоятельную семью Шац, глава которой Борис Шац основал в те годы Иерусалимскую Школу искусств и ремесел, названную в честь сына – Бецалель. Хозяйка дома Ольга была художественным критиком и историком искусства. Сестра Зора завоевала признание за работы в скульптуре, живописи и дизайне.
Семья Шац
Бецалель (по домашнему прозвищу Лилик) был романтичным и артистичным мальчиком. С раннего возраста он демонстрировал талант к гимнастике и музыке, но особенно к живописи. Он вырос в доме, в котором постоянно присутствовали художники, был представлен всем известным лидерам ишува, и первая публичная выставка его работ совпала с его бармицвой. Между «барчуком» и «прислугой» без образования и приданого вспыхнула сильная любовь. Семья Лилика, и особенно Зора, яростно возражали против возможного союза. Лилика отправили учиться за границу, и убитая горем Сара покинула Иерусалим, вернувшись вместе с семьей своей сестры в поселок Биньямин. Пока его сердце горело, Лилик писал ей страстные письма. Но время и расстояние сделали свое дело. Сара с сестрой открыли в мошаве Биньямин столовую для сборщиков жасмина. Владельцы маленькой лавкиАарон Герд и его отец Яаков из Зихрон-Яакова часто обедали у сестер Кляйн. Семья в Зихрон-Яакове тоже возражала против брака с бесприданницей, но чары красавицы Сары победили это неприятие.
Бецалель Шац в конце Второй мировой войны работал на калифорнийской верфи и там встретил свою будущую жену Луизу. Они поженились в 1948 году и через три года переехали в Израиль, поселившись в Иерусалиме.
Бецалель Шац с женой
Лилик стал известнейшим художником уровня Пикассо, Матисса и Шагала, дружил с Генри Миллером и внес большой вклад в эстетическую среду Израиля.
Работа Л. Шаца, 1947
* * *
«...ты вся моя: твое тело, твоя душа, твои мысли...»
Поэт, певец и композитор Меир Ариэль написал это своей жене Тирзе в 1991 году в день их серебряной свадьбы.
Если два предыдущих любовных письма были стремлением к любви неосуществленной, то это письмо любви спустя двадцать пять лет брака, после рождения троих детей. Пример любви совершившейся и безупречной.
Меир и Тирца поженились в 1966 году, через шесть недель после своей первой встречи в мошаве Эйн-Веред.
Это был ежегодный фестиваль актеров и театральных фанатов из мошавов и кибуцев. В те дни они не получали освобождения от работы, могли ставить пьесы и участвовать в них только после рабочего дня.
Меир Ариэль
Меир рос в кибуце Мишмарот, а в тот момент служил в армии и охранял кибуц Кфар-Сольд. После многих часов разговоров, просмотра пьес и пения Меир сказал Тирзе: «Бедный тот, кто на тебе женится». На ее вопрос – почему? – он ответил: «В тебе всего слишком много». Через неделю после окончания четырехдневного фестиваля он позвонил в столовую кибуца, где работала Тирца, и сказал, что собрался на опасное дежурство. Если он вернется в целости и сохранности, они поженятся.
Никто не верил, что эти отношения будут продолжаться: друзья и семья прогнозировали срок не больше года. Меир и Тирца Ариэль были женаты тридцать четыре года, до его трагической смерти в июле 1999 года от болезни, вызванной укусом клеща. Тирца не простилась с мужем; она чувствует, что Меир все еще с ней.
Эта его песня – тоже о любви.