Раввины города Эльад под Тель-Авивом, где большинство из 46-тысячного населения – представители ультраортодоксальной еврейской общины, издали постановление, где объявили всех собак «плохими», а тех, кто их держит, «проклятыми». Под постановлением от 14 июня стоят подписи всех городских сефардских раввинов, в том числе главного раввина города Мордехая Малки.
В документе говорится, что «подростки и дети открыто гуляют с собаками. Это строго запрещено, как сказано в Талмуде и у Рамбама: всякий, воспитывающий собаку проклят – особенно в нашем городе, где многие женщины и дети боятся собак». Также в документе процитировано высказывание раввина соседнего Холона Авраама Йосефа: «Я не нахожу оснований держать собак ни в каком виде».
«Плохой» собакой раввины называют «любую собаку, даже если она не кусается, поскольку она лает на незнакомцев». Исключение сделано для тех случаев, когда собаки нужны в медицинских целях: в этом случае хозяева должны обратиться в раввинский суд, который разберет этот вопрос. Решение же разводить собак не соответствует культуре харедим, утверждается в документе, и таким людям лучше переехать в другой город.
Отметим, что возразить здесь очень сложно. В самом деле, в талмудическом трактате Бава Кама (83а) приводятся слова р.Элиезера Великого: «выращивающий собак все равно что выращивающий свиней» и говорится, что всякий это делающий, проклят.
Для острастки приводится история о беременной женщине, которую испугал лай собаки, и у нее случился выкидыш – событие оказалось столь значимым, что из-за хозяина собаки Шехина покинула еврейский народ.
И действительно, Рамбам в комментариях к Мишне говорит, что запрещено выращивать всех некошерных животных, в т.ч. собак. Собака называется в мидраше самым бесстыжим животным (Шмот Рабба 42:9); напомним, что она совокуплялась в Ноевом ковчеге, вопреки строгому запрету (Берейшит Рабба 36:7). Уже в 18 веке крупнейший авторитет р. Яков Эмден говорил, что держать собаку ради удовольствия – «точно как поведение необрезанных». Можно привести и немало других примеров резко отрицательных высказываний о собаках.
Впрочем, в раввинистических источниках много и других высказываний иного свойства. Собак можно держать для охраны стад и людей, как пишет тот же Рамбам, в Талмуде делаются различия между лающими и нелающими собаками, собаками на привязи и свободно бегающими. Большинство раввинов в настоящее время не запрещают держать собак. Да и сами раввины города Эльад признают, что собаки могут использоваться в медицинских целях.
Неслучайно главный ортодоксальный раввин Мисгава Узиэль Элияху в 2002 г. постановил, что держать собак разрешено как для охраны, так и для «развития эмоций». А Тель-Авив в 2016 году назван самым «дружественным» городом мира для собак.
Известен даже случай, когда ультраортодоксальный раввин Бенцион Оринг из Иерусалима был так впечатлен работой израильских собак-спасателей, что в прошлом году представил бельгийскую овчарку (малинуа) Тедди на свадьбе собственного сына. Харедим трогательно отплясывали на свадьбе вместе с новым четвероногим другом.
Раввин Оринг и бельгийская овчарка Тедди
Не приходится сомневаться, что множество граждан из числа любителей животных назовут постановление раввинов Эльада «дикостью». Но проблема заключается в том, что никаких претензий к ним быть не может – они тоже правы.
Иудаизм – эта система, где по большинству вопросов существуют разные легальные точки зрения. Обязанность же соблюдающих – следовать одной из них. А уж ультраортодоксы – это солдаты, следующие приказам раввина-командира. И скорее всего, собак в Эльаде не будет (вряд ли их и сейчас-то много), а любящим их хозяевам придется покинуть город вместе с питомцами.