|
Юрий Табак
Юрий Табак

Десятилетний праведник

Феномен праведничества загадочен сами по себе, применительно ко всем без исключения Праведникам народов мира. Что побуждало горстку людей среди миллионов рисковать собственной жизнью и жизнью своих детей, преодолевать свою биологическую природу, страх смерти, чтобы спасти часто незнакомых им евреев?

Но даже среди этих тысяч случаев, проникнутых общей беззаветной идеей спасения ближнего, встречаются удивительные истории, делающие феномен праведничества еще более загадочным.

Семья Файнштейнов проживала в поселке Пересечное Харьковской области. В октябре 1941 года в поселок вошли немцы. Когда стало ясно, что местных евреев, как и евреев Харькова, уничтожат, Розалия Файнштейн велела 12-летнему сыну Виктору бежать и попытаться перейти линию фронта. Это было сказано вовремя, но в последний момент: в тот же день Розалия Файнштейн была расстреляна.

Несколько месяцев Виктор скитался по деревням Харьковской, Сумской и Курской областей. Попытка перейти фронт не удалась: около хутора Красное, под Белгородом, его поймали. За несколько секунд до расстрела он бросился бежать – под пулями, через минное поле. Первое чудо состоялось. В сумерках пули его не задели, и на мины он не наступил. Бежать за ним по минному полю и глубокому снегу немцы и полицаи не решились.

Виктор продолжал скитаться. Несколько раз он встречал знакомых, которые его выдавали немцам или полицаям, но кто-то предупреждал его, и он успевал бежать. Весной 1942 г. староста одного из сел направил мальчика работать в Каучук-совхоз при деревне Колонтаевка Курской области. Но одежда его превратилась в лохмотья. Почти голый, истощавший и завшивленный, он проработал недолго и скоро уполз умирать в заброшенный колхозный барак.

Там-то на него случайно и наткнулся 10-летний Сим Еремин. В Колонтаевке проживала семья Ереминых, верующие христиане-баптисты – родители Иван Михайлович и Пелагея Прокофьевна, а также их пятеро из восьми детей (Сим был младшим).

Зайдя в барак, Сим обнаружил умирающего мальчика чуть старше его. Оборванный и крайне истощенный ребенок лежал в забытьи на соломе в бараке; температура на улице была чуть выше нуля. Осторожно приблизившись к мальчику, Сим услышал слабые стоны. Почувствовав, что рядом кто-то есть, мальчик попросил воды. Сим нашел консервную банку, набрал в нее талой воды и поднес к губам больного. Пока тот пил, Сим заметил, что его лихорадит. По просьбе мальчика, Сим отправился домой за хлебом. Услышав от сына о больном ребенке, Пелагея Прокофьевна отрезала кусочек от краюхи – суточного пайка всей семьи.

Пока Виктор ел хлеб, Сим провел с мальчиком еще некоторое время, хотел расспросить его, кто он и откуда, но тот был слишком слаб, чтобы поддерживать разговор, сказал только, что его зовут Витя и он беженец с Украины.

Вечером того же дня Сим привел в барак отца. Тот сразу понял, что Витя болен тифом, но взял его на руки и перенес в свой дом, рискуя заразить семью. Первым делом Еремины сняли и сожгли всю его гнилую и кишевшую вшами одежду, затем искупали и побрили мальчика. Купая его, они заметили, что мальчик обрезан. Витя провалялся в бреду несколько дней, и, придя в себя, обнаружил, что находится в чьем-то доме, в чужой и чистой одежде. Первое что он спросил у хозяев – знают ли они, что он еврей. Пелагея Прокофьевна деликатно дала ему понять, что да, знают, но для них его национальность значения не имеет. 

Выхаживал его Сим. Кормил его, потом учил ходить. Выздоровев, Витя вернулся на работу. Но гром грянул: местные полицаи все же арестовали его, заподозрив еврейское происхождение. Иван Еремин выкупил его у полицейских, с еще большим риском для жизни всей семьи.

После прихода Красной Армии, в марте 1943 года, Еремины отвезли Виктора в районный город Льгов, в детприемник, откуда его направили в Курский детский дом, а затем вглубь страны.

Они встретились в 1947 году: перед уходом в армию Виктор два дня гостил у своих спасителей. Потом их пути разошлись. Он их нашел через 50 лет, в начале 90-х. В 1993 г. Виктор Файнштейн с семьей репатриировался в Израиль, а в 1996 году в Израиль с семьей переехал Сим Еремин, уже после смерти жены-еврейки. Там они и встретились.

5 августа того же года «Яд-Вашем» удостоил Ивана и Пелагею Ереминых и их сына Сима почетным званием Праведник народов мира.

Через два года умер Виктор Файнштейн, а еще через десять лет – Сим Еремин. Некогда 10-летний мальчик, спасший от смерти 13-летнего.

Наверное изо всех Праведников народов мира Сим Еремин совершил свой подвиг в самом юном возрасте. Что двигало 10-летним человеком, положившим все силы на то, чтобы выходить незнакомого парня? Природная доброта, христианская вера, с младенчества усвоенный моральный долг? Или какой-то особый дар, присущий праведникам?

Мы этого уже не узнаем.

Похожие статьи