|
Юрий Табак
Юрий Табак

Семилетняя праведница

Сим Еремин, удостоенный звания Праведника народов мира, совершил свой подвиг в десятилетнем возрасте. Казалось бы, почти невозможно представить, что в столь юном возрасте человек рискует собой, спасая незнакомого 13-летнего парня.

Но предела возможному, оказывается, не существует.

Город Золочев, что ныне в Львовской области, входил в состав разных государств, но евреи там жили издавна, с XVI в. К началу 1940-х гг. они составляли больше половины населения города.

Когда разгорелась Вторая мировая война, сотни евреев из Польши ринулись на восток, спасаясь от нацистов, и еврейское население города возросло до 14 тыс. человек. 1 июля немцы вошли в Золочев, и уже 3 июля местный Украинский национальный комитет запросил у немцев разрешения на антиеврейскую акцию и получил разрешение. После грабежей, погромов и избиений 3500 евреев были убиты. Потом евреев сотнями отправляли из Золочева в трудовые лагеря. В августе и ноябре 1941 г. 5200 евреев отправили в лагерь смерти Белжец. 1 декабря оставшиеся евреи были загнаны в гетто, вместе с евреями из соседних городков. 2 апреля 1943 г. гетто было ликвидировано и его обитатели расстреляны. Небольшому числу евреев удалось бежать в лес, и они организовали две партизанских группы. Одну выдал украинский крестьянин, и группа, после ожесточенного сопротивления, была уничтожена.

23 августа 1943 г. были ликвидированы трудовые лагеря вместе с их обитателями. Еврейская община города перестала существовать.

Выжили очень немногие. Во многом благодаря тому, что среди многочисленных погромщиков и равнодушных нашлись святые люди. Верующие католики из семьи Левицких дружили с соседями-евреями, говорили на идиш, как и многие неевреи города. Когда, уже в июле 1941 г., немцы ограничили передвижение евреев, стали конфисковывать их квартиры, когда евреи уже начали голодать, Александр Левицкий немедленно обратился к ним с предложением о помощи и уже тогда стал снабжать их продуктами и медикаментами. Его дочь Катаржина вместе с внучкой Ярославой ехали 8 км на поезде, потом шли пешком и покупали у знакомых продукты, чтобы передать их евреям. Семилетняя (!) Ярослава играла в этом опасном предприятии самую активную роль — курьера. Ей упаковывали еду в школьный ранец, сверху закладывали тетрадями и учебниками, и так она проносила еду евреям. На маленькую девочку украинские полицаи внимания не обращали, и именно она передавала продукты. Когда евреев загнали в гетто, Ярослава пролезала с ранцем под проволоку на территорию гетто, где ее уже ждали. Сестра и соседка ждали ее возвращения снаружи. Они видели из окон, как проходит очередная акция, как увозили их соседей-евреев, одного за другим. Те махали им на прощание, а они махали им в ответ, рыдая.

После ликвидации гетто среди горстки выживших были два мальчика-еврея, которых Левицкие спрятали в погребе. А еще в 2 км от их дома, в большой канализационной трубе разрушенного здания бывшей конфетной фабрики, прятались 25 евреев, которым они носили продукты. Опасность заключалась не только в передаче продуктов, но и в том количестве их, которое приходилось закупать. К ним каждый вечер приходил один из прятавшихся, Абрам Шапиро, забирая мешок с продуктами, который уже приготовил Александр Левицкий, потом шел в лес, и там через люк пролезал по трубе 1,5 км, волоча сзади мешок, в то время как бабушка Левицкая истово молилась на образа – чтобы он дополз.

Все эти евреи спаслись. После войны большинство из них эмигрировали в США, а двое, Израиль Фенстер и Абрам Шапиро – в Израиль.           

21 сентября 1989 г. Яд Вашем признал Праведниками народов мира три поколения семьи Левицких – Александра, Катаржину и Ярославу.

В 1995 г. Ярослава Левицкая, узнав, что Праведникам предоставляется израильское гражданство, переехала в Израиль и поселилась в Хайфе. Ее имя увековечено на стеле Праведников в Хайфе, а ее ближайшим другом стал Абрам Шапиро.

Сейчас ей 84 года. Она живет в хостеле и является последней из еще здравствующих Праведников народов мира в Хайфе. Ярослава, которую все называют Славой, очень гостеприимна, всех хочет вкусно накормить. Впрочем, старость и здоровье дают себя знать все больше… Всю пенсию она отдает племянникам.  

Наверное, это не частый, если не уникальный случай, когда сразу три поколения одной семьи удостаиваются звания Праведников. И возникает все тот же вопрос: откуда у семилетнего ребенка такое подвижничество? Это осознанный нравственный поступок, детская игра с опасностью – а семья, безусловно, предупреждала ее, что необходимо быть осторожной, – или что-то еще? И что было на душе у матери и деда, когда они посылали внучку в гетто с продуктами? Когда ее могли схватить, а потом и их всех? Что ими двигало?

И опять нет ответа.

Благодарю за предоставленные материалы Ольгу Бакушинскую.

Похожие статьи