Уходу с территорий — нет, суверенитету — да?

Лидеры поселенцев говорят, что раньше даже правые правительства считали поселения временным явлением. Теперь, говорят они, взят курс на полную интеграцию поселений в состав еврейского государства.

На дороге, ведущей в Шило, установлена монументальная скульптура «Голубятня», созданная во время основания поселения, в 1978 году. Скульптура Игаэля Тумаркина была установлена активистами движения «Шалом Ахшав» («Мир сейчас») и призвана символизировать их идею, что данный населенный пункт и поселенческое движение в целом являются помехами на пути к мирному соглашению с палестинцами. Абстрактная конструкция из железа и бетона не очень-то напоминает домик для голубей, призванный символизировать мир и гармонию.

«Голубятня» все еще на месте, но и Шило никто не думает сносить, напротив поселение расширяется и растет. Основанное горсткой семей 41 год назад поселение, сегодня насчитывает 4000 жителей.

В ходе археологических раскопок последних десятилетий здесь были обнаружены остатки храмовых жертвоприношений. По мнению ряда археологов, именно здесь было место, где после входа евреев в Эрец Исраэль постоянно находился мишкан (скиния завета), то есть временный храм.

В течение четырех десятилетий, что Шило постоянно разрастался, он, как и другие поселения Западного берега, пребывал в неопределенном юридическом статусе. Однако в последнее время ситуация, кажется, начала меняться. Недаром перед предыдущими выборами в кнессет, состоявшимися в апреле, Биньямин Нетаньяху заговорил о планах постепенной аннексии всех поселений, где живут 450 тыс. израильтян — очевидно подобные заявления прибавляли ему и его партии популярности.

Строительство жилья в поселении Шило. Ноябрь 2016

Той же позиции Нетаньяху придерживается и сейчас. Во всяком случае, во время недавнего визита в Эфрат он заявил, что ни одно поселение «не будет вырвано с корнем» и что поселенцы останутся на этой земле навсегда.

Хотя подобная позиция неприемлема для большей части международного сообщества и для израильтян левых взглядов, Нетаньяху имеет союзника в виде нынешней вашингтонской администрации. Недаром американские дипломаты в последнее время заявляют, что решение с двумя государствами не является безальтернативным путем решения ближневосточной проблемы.

Председатель Совета поселений ЙЕША (Иудея, Самария и Газа) Игаль Дилмони заявил в разговоре с нами, что обещания Нетаньяху о постепенной аннексии всех еврейских поселений на Западном берегу — блоков поселений, изолированных населенных пунктов, незаконных аванпостов — что могло сравнительно недавно считаться сенсационной победой — сейчас кажутся поселенцам недостаточными. Совет ЙЕША настаивает на распространении израильского суверенитета на всю территорию Западного берега.

«Хотя недавно мы отметили 50-летие поселенческого движения в Иудее и Самарии, правительство все еще считает этот район временным. Стратегического планирования на территории ЙЕША никогда не велось», — отмечает Дилмони.

Однажды, напомнил он, Совету ЙЕША было выделено 300 млн шекелей на ремонт дорог, «но мы не могли его потратить», поскольку официального плана не было.

Биньямин Нетаньяху в поселении Эфрат

В Израиле активно планируется развитие периферийных районов — Негева на юге и Галилеи на севере — но никто не смотрел на восток, хотя, говорит Дилмони, «если вы хотите построить доступное жилье в непосредственной близости от Тель-Авива и Иерусалима, у вас нет альтернативы, кроме расположенной к востоку от них Иудеи».

Сегодня эта ситуация меняется, говорит Дилмони. Теперь поселенцы наняли своих собственных экспертов для разработки генерального плана перевозок по всей Иудее и Самарии с основными дорогами и автомагистралями, включающими Западный берег в израильскую транспортную систему. Правительство готовит план, который включает Западный берег в национальную транспортную систему и который решит острые проблемы дорожного движения на дорогах Западного берега, сократит количество погибших и облегчит доступ из одного поселения в другое. По его словам, за последние несколько лет на транспортную систему Западного берега было выделено 2,5 миллиарда шекелей.

По словам Дилмони, такое же комплексное стратегическое планирование в настоящее время ведется в отношении электричества, водоснабжения и охраны окружающей среды. По существу, речь идет о полной интеграции инфраструктуры поселений в общеизраильскую.

«Мы остаемся здесь, никуда уходить мы не собираемся, — говорит Дилмони. — Арабы по большей части тоже останутся здесь».

Туристы посещают археологические раскопки в Шило

Однако практическая интеграция инфраструктуры — это еще не все. По его словам, последним штрихом должно стать достижение формального статуса поселений как полноправной части израильской территории. И цель эта становится все более реальной. «Если бы я несколько лет назад выразил уверенность в том, что Израиль действительно распространит суверенитет на нас, многим это показалось бы бредом, — говорит Дилмони. — Теперь же об этом говорит американский посол Дэвид Фридман». (В июне Фридман заявил, что при определенных обстоятельствах Израиль сможет сохранить за собой часть (но едва ли всю территорию) Иудеи и Самарии.) «Не сомневаюсь, — заявляет Дилмони, — что очень скоро об этом заговорит и сам президент Трамп. Нетаньяху тоже говорит об этом. И это не предвыборная агитация. Он говорит об этом, потому что это действительно должно произойти».

Отвечая на вопрос «суверенитет над чем именно» нужен поселенцам, Дилмони отвечает, что конкретные детали подлежат обсуждению, но он непреклонен в том, что Совет ЙЕША «выступает против суверенитета только в отношении отдельных поселений и против [суверенитета] только в отношении [основных] блоков», таких как Гуш-Эцион, Ариэль, Маале-Адумим. «Мы не согласны с этим», — заявляет он.

Дональд Трамп собирается подписать документ о признании суверенитета Израиля над Голанскими высотами 

В ходе серии остановок во время нашего тура по поселениям разные официальные лица и обычные поселенцы, с которыми мы говорили, выступали за разные варианты этого же уверенного видения. Некоторые приводили доводы в пользу суверенитета Израиля над примерно 10% территории Западного берега, которая охватывает основные поселения; другие призывали к суверенитету по всей зоне С (60% территории Западного берега, которая включает в себя все поселения и где живут 150–300 тысяч палестинцев; третьи поддержали суверенитет Израиля на всем Западном берегу).

Но останется ли Израиль — в случае распространения его суверенитета на всю ЙЕША — еврейским государством с еврейским большинством? А если палестинцы не получат всех гражданских прав, останется ли он демократическим? «Вопросы гражданства и голосования мы можем обсудить отдельно», — сказал Дилмони. «Я считаю, что Трамп прав, когда говорит, что экономическое развитие имеет приоритет над политическим, — подчеркивает он. — Такое мировоззрение — экономические вопросы сначала, политические — потом, я считаю верным».

Айелет Шакед выступает в поселении Эфрат. Июль 2019

Очевидно, что благосклонность действующей администрации Белого дома к поселенческому движению укрепила уверенность лидеров поселенцев. Однако они не могут не признавать, что политика Америки качается, как маятник. Прямо сейчас, по словам нескольких официальных лиц, существует «окно возможностей» распространить израильский суверенитет хотя бы на часть Иудеи и Самарии, что уже сделал президент США для Иерусалима и Голанских высот.

Между тем левые, противостоящие планам поселенцев, не пользуются широкой электоральной поддержкой, и лидеры поселенческого движения их фактически не опасаются. Главную идеологическую оппозицию Нетаньяху представляют собой не левые, а еще более пропоселенчески настроенные правые во главе с партией Айелет Шакед «Новые правые».

Скульптура И. Тумаркина "Голубятня" близ Шило

Сегодня поселенцами являются 450-470 тыс. человек. Поселенческий сектор разнообразен: треть его составляют харедим, треть вязаные кипы и еще треть — светские. Это очень молодое население — 48% в возрасте 18 лет и младше; 53% с правом голоса, по сравнению с 72% по всей стране. Число поселенцев растет не только за счет естественного прироста, но и благодаря переселению с основной территории страны. «В этом нет ничего удивительного, — говорит Дилмони, — у нас сравнительно дешевое жилье, чистый воздух, мы находимся рядом с Тель-Авивом и Иерусалимом. Хорошо, что среди переселенцев много идеологически мотивированных, но еще лучше, когда идеологические мотивы сочетаются с экономическими».

Оригинальный текст: Дэвид Горовиц, Times of Israel

Сокращенный перевод с английского Ильи Амигуда

Похожие статьи