78 лет назад, 14 августа, в Освенциме погиб польский священник Максимилиан Кольбе (1894 - 1941).
Он был католиком-традиционалистом, разделявшим основные церковные верования, и страстным миссионером, стремившимся "обратить грешников, еретиков, схизматиков, евреев и особенно масонов". В основанном им в 1919 г. близ Варшавы монастыре Непоколянув о.Кольбе наладил выпуск ежедневной консервативной газеты Mały Dziennik и ежемесячника Rycerz Niepokalanej, в материалах которых периодически рассказывалось о замыслах сионских мудрецов, которые хотят покорить мир, о "пригорошне евреев, позволивших сатане соблазнить себя". Исследователи до сих пор спорят о том, насколько велик антииудейский элемент в статьях Кольбе, можно ли его назвать антисемитским – но вне всякого сомнения, и материалы, публиковавшиеся о.Кольбе, и церковная идеология тогдашнего Ватикана в целом способствовала укоренению неприязни и ненависти к евреям у католической паствы и стала одним из тех кирпичиков, которые сделали возможным Холокост.
Но жизнь сложнее всяких схем. Весной 1940 г. Непоколянув стал убежищем для тысяч беженцев из западных районов Польши, в т.ч. для двух тысяч евреев. Когда одна из прихожанок о. Кольбе, жившая поблизости, спросила "Ко мне пришли евреи и попросили кусок хлеба. Должна ли я дать им хлеб?" Кольбе ответил "Да, обязательно, поскольку все люди – наши братья". О. Кольбе и монахи делали все возможное, чтобы облегчить их существование, снабжая продуктами, одеждой и медикаментами. В канун Нового года по просьбе Кольбе, для еврейских семей был устроено отдельное нехристианское празднование. Когда евреям пришлось оставить монастырь, одна из руководителей группы сказала: «Завтра мы покидаем Непоколянув. О нас заботились здесь с теплом и любовью. За то благословенное добро, которое мы ощущали здесь, от лица всех присутствующих евреев, мы хотим выразить нашу горячую и искреннюю благодарность Вам, о. Максимилиан, и всем братьям. Но никакие слова не могут передать то, что хотят выразить наши сердца…». Она попросила отслужить мессу, в которой была бы принесена благодарность Всевышнему за защиту евреев и братьев-францисканцев». Еще один еврей-беженец добавил: «Если Господь даст нам пережить войну мы отплатим Непоколянув стократно. Мы никогда не забудем доброту к нам, еврейским беженцам из Познани».
Большинство из них потом погибли. Но некоторые пережили Холокост, и в их спасение внес свой вклад о. Кольбе – и тем самым он подпадает под определение праведников Яд-Вашем.
Монастырь, помимо помощи беженцам, продолжал издательскую деятельность и печатал уже антинацистские памфлеты. О. Кольбе несколько раз арестовывали за помощь беженцам и его публикации. 17 февраля 1941 года Максимилиан Кольбе был в очередной раз арестован гестапо и заключён в варшавскую тюрьму Павяк, а потом переведен в Освенцим. Кольбе был инвалидом-туберкулезником, у него было одно легкое, при этом эсэсовцы постоянно избивали его сапогами, заставляли бегом носить неподъёмные тяжести. Но и тогда о. Кольбе продолжал свою пастырскую деятельность — утешал, крестил, исповедовал, шёпотом совершал богослужения. Он попросил отвести ему место в самом грязном месте барака — у дверей, где стояла параша, чтобы всегда иметь возможность благословлять выносимых умерших узников.
В июле 1941 г. заместитель коменданта лагеря оберштурмфюрер СС Карл Фрицш отобрал 10 человек, которым было суждено умереть голодной смертью в блоке № 13, наводившем ужас на весь лагерь – это наказание было назначено за предполагаемый побег одного из заключенных (впоследствии выяснилось, что он утонул в выгребной яме). Один из отобранных Фрицшем людей, польский сержант Франтишек Гаёвничек, заплакал и воскликнул: «Моя жена! Мои дети!». Фрицш спросил: «Чего хочет эта польская свинья?» И тогда Кольбе вышел из строя и показав рукой на Гаёвничека, сказал «Я католический священник из Польши. Я хочу занять его место, потому что у него есть жена и дети». Фрицш согласился. Ряд авторов полагает, что Гаёвничек был евреем, и таким образом Кольбе отдал свою жизнь за еврея, но, в конечном итоге, это не имеет значения.
Сидя в зловонной камере и умирая от голода и обезвоживания, о. Максимилиан Кольбе продолжал поддерживать товарищей по несчастью. Они проводили время в песнях и молитвах. Через две недели в живых оставался только Кольбе. 14 августа 1941 г. палач Освенцима Бок получил приказ немедленно покончить с узником. Он вошел в камеру и сделал о.Кольбе инъекцию фенола в вену левой руки. По свидетельству присутствовавшего в камере уборщика и переводчика Бруно Борговица, о.Кольбе, шепча губами молитву, сам протянул руку Боку. На следующий день тело Максимилиана Кольбе кремировали, а прах развеяли по ветру.
Камера Максимилиана Кольбе в 11-ом блоке Освенцима
10 октября 1982 г. Папа Иоанн Павел II в присутствии Франтишека Гаёвничека причислил Максимилиана Кольбе к лику святых мучеников.
Страстный миссионер, с традиционными католическими взглядами на «заблудших» евреев, он их спасал и, в т.ч. за это, был убит.
Жизнь и человек порой нелинейны.
Папа Иоанн-Павел II и Франтишек Гаёвничек в день канонизации Максимилиана Кольбе, 1982 г.