|
Виктор Шапиро
Виктор Шапиро

Как еврейская бабушка отсудила у «Макдоналдс» $2,9 млн и вошла в историю

18 августа исполнилось четверть века знаменитому судебному вердикту, вынесенному в США. С тех пор на бумажных стаканчиках с кофе обязательно пишут «caution — hot!» («осторожно — горячо!»). 

Как говорил покойный Михаил Задорнов, «американцы — они же тупые!». Но знаете ли вы, что о тупости американцев мир узнал благодаря случаю с одной еврейской бабушкой? 

Итак, в один прекрасный день 1992 года 79-летняя Стелла Либек, приобрела в McDrive стакан кофе, и, находясь в качестве пассажира в стоящем на месте (это важно!) автомобиле своего внука, поставила стакан между ног, а затем случайно опрокинула, пытаясь снять с бумажного стакана пластиковую крышку и ошпарила… В этом месте рассказчик должен сделать ремарку: «гусары, молчать!» Хотя эта история стала излюбленной темой карикатуристов и стендап-комиков, пострадавшей не было смешно, миссис Либек получила ожоги третьей степени на шести процентах кожного покрова. 


Последовавшее лечение, включавшее пересадку кожи и период реабилитации, которые обошлись Стелле и ее семье примерно в $18 000. Либек пыталась договориться с «Макдоналдсом» о компенсации затрат на сумму в $20 000, максимальным ответным предложением «Макдоналдса» были $800. После этого Либек наняла адвоката и тот вел досудебные переговоры о сумме в $90 000 и, после отказа «Макдоналдса», $300 000. После неудачи переговоров Либек подала в суд. 18 августа 1994 года присяжные вынесли вердикт о разделении вины в пропорции 80% за «Макдоналдсом» и 20% за Стеллой Либек, назначив $200 000 компенсации за лечение (по причине вердикта о частичной виновности Либек сумма была снижена на указанные 20% до $160 000) и дополнительную штрафную компенсацию (обычно присуждается за намеренный вред либо безрассудное пренебрежение опасностью для жизни и здоровья) в размере 2,7 миллиона долларов, вероятно отталкиваясь от предложения адвоката о компенсации в размере дневной выручки «Макдоналдса» от продажи кофе, которая на тот момент составляла примерно 1,35 миллиона долларов. Судья снизил сумму дополнительной компенсации до $480 000, что в сумме со $160 000 дало итог в $640 000. Позже стороны, чтобы избежать повторных слушаний и апелляций, сошлись на неоглашенной сумме менее, чем в $600 000. Надо думать, что полученной суммы бабушке Стелле хватило на обеспеченную старость: после вердикта суда она прожила ещё десять лет и скончалась в августе 2004 года, разменяв десятый десяток лет.


«Казус Либек» вошёл в историю юриспруденции как нарицательное имя судебного иска с несоразмерными реальному ущербу претензиями. В США была даже учреждена специальная «Премия Стеллы» (The TRUE Stella Awards), присуждаемая за самый нелепый иск. Например в 2007 году Рой Л. Персон-младший — судья из Вашингтона — подал иск на владельцев химчистки за то, что там потерялись его штаны. Свои штаны судья Персон оценил более чем в 65 миллионов долларов. Верховный суд отклонил иск Персона и обязал возместить убытки владельцам химчистки. Однако Персон, который уже не работает судьёй, всё ещё пытается обжаловать решение.

Серьезным последствием «Казуса Либек» стало более ответственное отношение к составлению пользовательских инструкций и правил техники безопасности. Но и здесь не обходится без «промышленного идиотизма». В 2012 году такие руководства даже были собраны на выставке «Осторожно: инструкции!» во Франкфурте-на-Майне. Основной посыл выставки в том, что пресловутая немецкая любовь к порядку порой переходит границы разумного. «Не пытайтесь разглядеть уровень бензина в баке с помощью спички», «Перед складыванием коляски удалите ребенка», «Не останавливайте бензопилу руками», — напоминали заботливые промышленники.


В США собирание идиотских инструкций тоже стало популярным хобби. Коллекционеры умиляются руководству по управлению газонокосилкой: «Перед покосом убедитесь, что в траве нет мелкого рогатого скота»; инструкции к утюгу Rowenta: «Не гладьте одежду на теле»; и предупреждению, приложенному к костюму супермена: «Ношение костюма не придает способность летать».

Кстати, американская бабушка Стелла Либек — немецкая еврейка. И это тоже интересно, ведь происходит она из семейства Арона Либека, кёнигсбергского коммерсанта и литератора-дилетанта. На страницах своих мемуаров он рассказал о том, как перебрался из местечка в Польше в город, где не чинились препоны евреям в бизнесе, и основал там закусочную-автомат — прообраз будущего «Макдональдса». Дома, где жил Арон Либек с семьей, сохранились по сей день в российском Калининграде.

 

Похожие статьи