|
Яна Любарская
Яна Любарская

К столетию героя. Абба Ковнер: «Сопротивление до последнего вздоха!»

                                                                                     Неправда это, что герои умирают!
                                                                     Они, лишь рядом с нами быть перестают...
                                                                           Когда их души нашу Землю покидают...
                                                                             Тела навечно обретают  в ней приют!!!
                                                                                                                Людмила Писарева

Документальный фильм «Тайна Виленского гетто», неординарного режиссера Лилии Вьюгиной, а по совместительству моей доброй знакомой, проливает свет на страшные страницы событий прошлого века, затрагивая чудовищную, весьма болезненную для евреев тему ШОА.

Эта картина, с большим успехом продемонстрированная когда-то гостям Московского еврейского центра и по российскому телевидению, трепетно и безумно интересно рассказывает о том, что в 1941-м году, в Вильнюсе, на территории старого города, по приказу фашистов было создано еврейское гетто, которое просуществовало с 6 сентября 1941 по 23 сентября 1943 года. Из 38 тысяч узников в живых осталось немного.

За фильм «Тайна Виленского гетто», автор получила премию «Человек года - 2005» Федерации еврейских общин России в номинации «Телевидение», также ее проект номинировался на ТЭФИ- 2005 за лучший сценарий, награжден Дипломом фестиваля «Сталкер» –  2005. Лилия Вьюгина до сих пор безумно рада, что успела тогда захватить в Вильнюсе прежнюю аутентичную атмосферу, как нельзя лучше и точнее передающую уходящий дух минувшей эпохи. Недавно, те самые дома с грустной историей отреставрировали, и теперь их предлагают в качестве элитной недвижимости в центре города.

Но вернемся от коммерции к искусству кино. Фильм рассказывает о том, как члены совета Виленского гетто - "юденрата", во главе с Якобом Генсом, утешая себя и других "необходимостью малых жертв", соглашались выполнять требования немцев о выдаче людей на казнь, о том, как из-за страха еще больших потерь, под давлением фашистов, жителей гетто посылали на верную погибель. Еврейские полицейские хватали своих собратьев и гнали их в руки палачей. Многие до сих пор несправедливо и ошибочно полагают, что несчастные никак не сопротивлялись смертельному насилию, покорно отправляясь в газовое пекло, но история гласит об обратном. Немало еврейских смельчаков, создав подпольные организации, активно боролись с варварским режимом нацистов, часто - ценой собственной жизни. 

Лилия Вьюгина, через свою работу рассказала зрителям, какова была цена компромисса с палачами и кем сегодня, по прошествии многих лет, представляется нам председатель юденрата, бывший офицер литовской армии, Якоб Генс — пособником убийц или жертвой обстоятельств, пытавшимся спасти немногих? 

Режиссер также продемонстрировала, как сегодня живут бывшие узники гетто. Дочь Якоба Генса, проявившаяся через много лет в США и посмотревшая этот фильм, адресовала в литовскую еврейскую газету гневное письмо, как мол, вообще, режиссер может не понимать «очевидного»?! Конечно же, как полагает женщина, ее отец был героем. Однако, создательница киноленты не дает здесь однозначного ответа. 

Помимо знаковых фигур Якоба Генса и геройского, мужественного человека Исаака Виттенберга, следует отметить еще одну ключевую личность Виленского гетто, принимавшую участие в местном сопротивлении, непременно заслуживающую нашего внимания. Речь пойдет о смельчаке Аббе Ковнере, столетний юбилей которого отмечался в прошлом году, поэте и прозаике, писавшем на иврите и идише, подпольщике вильнюсского гетто, партизане, общественном деятеле, лауреате Государственной премии Израиля за 1970-й год.


Абба Ковнер

Он родился в семье провизора в 1918-м году, в Севастополе. Папа мальчика, прибывший с семьей из Феодосии, открыл там свою аптеку. Вскоре, из города на Черном море, Ковнеры переехали в Литву, где будущий воин окончил  виленскую  гимназию «Тарбут» с преподаванием на иврите, грыз гранит науки в местном университете, постигал пластические искусства. В 1940-м году - участвовал в нелегальной, при советском режиме, сионистской деятельности, еще в студенческие годы присоединившись к молодежному движению «Ѓа-шомер hа-цаир». 

После вступления в Литву немецких войск — вермахта и частей ваффен СС, Ковнер попал в вильнюсское гетто и там примкнул к группе подпольщиков, призванных бороться с фашистским злом, а в конце декабря 1941-го года выпустил призыв к сопротивлению против немецкой оккупации. 

«В доме Ковнера соблюдали еврейские традиции, говорили и на идише, и на русском. Дружелюбные соседи приходили в хлебосольный дом, где хозяйничала мадам Роза Ковнер, как почтительно её величали. Когда началась война, Абба, выглянув однажды из окна в темный переулок, разглядел в ночи две фигуры в черных мундирах. Они волокли по дороге женщину, которая прижимала к груди сверток. Рослый солдат направил ей в лицо фонарик, толкнул на мостовую. Из рук женщины выпал ребенок. Солдат поднял малыша над головой, держа за ножку. В рыданиях женщина припала к солдатским сапогам, моля о пощаде. Но немец с размаху ударил младенца о стену. Такое злодейство запоминается навсегда», - писал Борис Гельман в своей статье об Аббе.


 «У Аббы Ковнера была великолепная интуиция и харизма, он требовал от своих соратников абсолютной, безоговорочной веры и поддержки. Его идеи привлекали многих», — вспоминала в интервью израильской газете "Окна" Элиша Порат.

В январе 1942-го года, в  вильнюсском гетто была создана «Объединенная партизанская организация» ( «Fareinikte Partisaner Organizatzie» ), возглавляемая Ицхаком Виттенбергом, Иосифом Глазманом и Аббой Ковнером, целями которой эти смелые люди провозгласили организацию массовой самообороны гетто, всяческий саботаж, присоединение к партизанам и к Красной армии. 

Через какое-то время, в 1943-м году, Ицхак Виттенберг был арестован полицейскими в кабинете вышеупомянутого Якоба Генса, но подпольщики отбили своего командира и спрятали в гетто, где глава сопротивления объявил мобилизацию членов организации и начал раздачу оружия.
Немцы же, в свою очередь, выдвинули ультиматум, что если до ночи Виттенберга не выдадут, всё гетто будет уничтожено. Несчастные узники, изо всех, оставшихся у них еще сил, требовали у соседей его выдачи нацистам, конечно же, опасаясь за собственные жизни. В результате такого давления, Виттенберг решил сдаться, передав свой пистолет Ковнеру, назначив его руководителем организации, после чего - вышел к немцам. 16 июля, уже находясь в тюрьме, Ицхак отравился цианистым калием, и Абба Ковнер возглавил подполье.  


Через какое-то время, после акций сопротивления в Вильнюсе, аналогичные тенденции к еврейским восстаниям прокатились и в других гетто - в Каунасе, Белостоке и Варшаве. Абба Ковнер выдвинул лозунг — «Сопротивление до последнего вздоха!», утверждая, что евреи не должны позволять себя убивать, словно овцы, отправленные на бойню.

Первый призыв Аббы Ковнера ( 01.01.1942 год ): 

Нас нельзя погнать на бойню нас как овец!
Еврейская молодежь!
Не верьте соблазнителям. Из 80.000 евреев в 'Иерусалиме Литвы' только 20.000 остались. Перед нашими глазами они отняли наших родителей, братьев и сестер.
Где сотни людей, которые похищались литовскими Häschern для работы?
Где голые женщины и дети, которые похищались ужасной ночью?
Где евреи Йом Кипура?
И где наши братья из второго гетто?
От тех, которые уводились за ворота гетто, не возвращался ни один.
Все дороги гестапо ведут в Понары.
И Понары - это смерть!
И скептики, оставьте все иллюзии! Ваши дети, мужчины и женщины больше не существуют. Понары - это не лагерь. 15.000 были там расстреляны.
Гитлер намеревается уничтожать всех евреев Европы. Это судьба евреев Литвы быть на очереди как первые.
Нас нельзя погнать на бойню нас как овец!
Правда, мы слабы и беспомощны, но единственный ответ врагу звучит:
Сопротивление!
Братья! Возлюбленный падают как свободные борцы, а не живут по милости убийц.
Сопротивление! Сопротивление до последнего вздоха!  

Вместе с товарищами по оружию, он пытался организовать серьезное сопротивление, но потерпел поражение, так как войска СС имели большее силовое и численное превосходство. К сожалению, все попытки евреев к борьбе, заканчивались тогда массовыми убийствами пленников гетто. Оставшиеся в живых люди, ослабленные морально и физически, не имели никакой поддержки извне.
А та самая, довольно крупная группа сопротивления на территории Вильнюса, созданная за несколько недель до ликвидации вильнюсского гетто, в сентябре 1943-го года, присоединилась к советским партизанам, в качестве одного из подразделений.


Возглавляемая Ковнером боевая партизанская единица, вместе с Красной армией, в июле 1944-го года, освобождала Вильнюс. В последние годы войны, уже после ликвидации гетто, Ковнер руководил поиском нацистских преступников, с целью их казни, через "Бригаду мстителей", состоявшую из молодых евреев, переживших ужасы гетто. Нацистов искали на территории поверженной Германии, выявляя и уничтожая их. Бойцам нашего героя удалось обнаружить и наказать около 400-т нацистских преступников. В 1946-м году, прекратив акты возмездия, он посвятил себя помощи оставшимся в живых евреям из Восточной Европы, уцелевшим в огне Холокоста и далее способствовал их переезду в Палестину, через структуру «Бриха».

Вскоре, на Ближний Восток отправился и наш герой, где началась совсем новая, не менее содержательная веха его выдающейся жизни. Он храбро сражался за независимость государства Израиль против арабского врага в 1947-1948-м годах. 

В этот же период открылся неизведанный, писательский талант Аббы Ковнера, из печати вышла его поэма - "Пока не скроется свет", написанная им в тюрьме у англичан, повествующая о борцах с фашизмом. 


Позже, он поселился в киббуце «Эйн-ха-Хореш», вместе с женой и бывшими друзьями и соратниками, в течение следующих лет трудился журналистом и писателем, в свет вышли его очередные стихи и проза. Очень интересен тот факт, что по авторскому завещанию, произведения Аббы Ковнера не должны были переводиться на немецкий язык.

В шестидесятых годах Абба выступал свидетелем в процессе против Эйхмана, впервые узнав о роли злодея в уничтожении евреев в 1941-м году от казнённого впоследствии за помощь евреям фельдфебеля вермахта — Антона Шмида. В 1970-м году, герой этого рассказа получил престижную израильскую литературную премию, стал председателем израильского писательского союза, а в 1983-м году, вместе с Синаем Лайхтером и Аароном Виньковецким, начал сбор и многотомную публикацию еврейских народных песен на  идише, под эгидой  Еврейского университета в Иерусалиме. 

Этот светлый человек ушел от нас в 1987- м году, в израильском кибуце «Эйн-hа-Хореш», он скончался от рака гортани.


Нет сомнений, что после такого живого, уникального, решительного и достойного примера, вряд ли кто-то из читателей еще осмелится утверждать, что евреи никак не сопротивлялись нацистскому режиму, покорно оправляясь на гибель. Несомненно, количества событий в бурной, выдающейся биографии Аббы Ковнера, смело хватило бы на несколько других жизней, а его лидерский, сильный, мужественный характер, конечно же, закалила и отшлифовала Великая Отечественная война, в те дни, когда смерть бродила совсем рядом... 

Автор сердечно благодарит за подробные консультации по материалу германского журналиста, поэта Виталия Шнайдера

Похожие статьи