|
Юрий Табак
Юрий Табак

По волнам судебных процессов: семейство Лефковицев

Ортодоксальный раввин Филипп Лефковиц проработал на своем благородном поприще около 50 лет – в синагогах Великобритании, Канады и США. Он состоял членом Совета Американских раввинов, заместителем исполнительного директора Чикагского совета раввинов, возглавлял религиозных сионистов в Чикаго, представлял Еврейский совет по делам города, был членом Координационного совета духовенства Коалиции в защиту муниципального жилищного строительства. Ратовал в проповедях за взаимопонимание всех евреев, за открытую ортодоксию. В 1993 году получил Премию Чикаго за работу по достижению взаимопонимания и уважения между подростками – афроамериканцами и ортодоксальными евреями.

Последние десятилетия он служил в Чикаго раввином синагоги «Агудат Ахим». В той же синагоге ответственную должность по финансовой занимал его сын Моше, а продукты из кошерного магазина в синагогу поставлял другой его сын, Леви. Трудно сказать, за давностью лет, какие подводные камни подстерегали раввина в Старом Свете, в Канаде, да и в начале служения США, но в последнее десятилетия в жизни семейства присутствует неизменный фактор – судебные тяжбы.

Первая судебная ласточка прилетела в 2008 году, когда совет синагоги подал в суд, обвинив семейство в краже более 17 тысяч долларов из пожертвований и потребовал увольнения раввина.

В ходе долголетних прений обвиняемые отрицали свою вину, заявляя, что все деньги тратили на нужды синагоги. Адвокаты обвиняемых утверждали, что раввин получал всего 500 долларов в месяц, хотя по договору с общиной должен был получать $50 тысяч в год, и что письмо, подтверждающее дополнительный счет в банке, куда переводились Лефковицами деньги, было подписано председателем общины – хотя сам председатель заявил, что ему о таком письме ничего неизвестно. В итоге судья отклонил иск к Лефковицам, поскольку документация синагоги пребывала в такой «неразберихе», что понять из нее ничего было нельзя.

Пока суть да дело, синагогу Лефковицы продали – одну из красивейших синагог Чикаго, выстроенную 100 лет назад, – на реконструкцию и переделку в жилые апартаменты за 2 млн. долларов. Община «Агудат Ахим» подала в суд, требуя признания состоявшейся сделки, под которой стояла подпись Леви Лефковица (его отец уже не являлся раввином синагоги), ничтожной – по той формальной причине, что вышеуказанная тяжба между общиной «Агудат Ахим» и Лефковицами завершилась через две недели позже подписания сделки на продажу, а продажа при незакрытом судебном деле, ставящем под сомнение полномочия одной из сторон, по закону запрещена. Однако сделка все равно состоялась, теперь уже от имени общины, и синагога в 2018 году превратилась в жилой дом с дорогими апартаментами.

Но самое знаменитое дело Лефковицев связано с трагическим событием, имевшим место с Моше Лефковицем в 2014 году, когда по причине тяжелого диабета ему пришлось ампутировать ногу. Врачи чикагской больницы, как положено, ампутированную ногу утилизировали, т.е. кремировали, что и стало предметом судебного разбирательства.

Дело в том, что в ортодоксальном иудаизме считается, по ряду мнений, что кости покойников послужат основой будущего воскресшего тела, когда на них нарастет плоть и кровь (отсюда покойников не кремируют). Эти кости праведников поползут по специальным подземным ходам со всех частей света в Израиль, где они и воскреснут после прихода Мошиаха (Ктубот 111а). Но когда ногу утилизировали, получилось, что она в Израиль не поползет, и Моше воскреснет одноногим.

В связи с этим обстоятельством Лефковиц вчинил иск в 100 тысяч долларов персоналу больницу, поскольку намеревался похоронить ногу рядом с собой, когда наступит печальный срок. Он утверждал, что заранее согласовал этот момент с персоналом больницы. Со своей стороны, медики заявили, что пациент дважды подписал документы, позволяющие кремацию ноги. Однако дело осложнялось тем, что Лефковиц еще и официально слепой: он утверждал, что подписанная им бумага была представлена как разрешение на проведение операции, а не на кремацию ноги.

Начались нешуточные судебные распри, осложняемые тем обстоятельством, что канадские юристы не очень понимают технические особенности воскрешения еврейских праведников. О судьбе иска, к сожалению, мне узнать не удалось.

Тем временем Лефковицы переехали в Нью-Джерси, где у них дом, и совсем недавно обратились властям с просьбой пристроить к дому веранду, которую они, как ортодоксальные евреи, будут использовать в качестве постоянной сукки: тот маленький размер сукки, строительство которой разрешается муниципальными властями, им не подходит, поскольку все трое инвалиды и передвигаются на колясках, не вмещающихся в сукку (у всех троих диабет и отсутствуют какие-то конечности). Им в просьбе отказали и они опять обратились в суд. Поскольку судебное дело завели совсем недавно, его результат тоже пока нам неизвестен.

Это только часть исков Лефковицев. Но и жизнь продолжается.

Теги

Похожие статьи