|
Илья Амигуд
Илья Амигуд

В Бухенвальд — из-за любви к еврейскому премьеру

Жанна Левелье влюбилась в Леона Блюма, будущего премьер-министра Франции, когда ей было 16, а ему 43. О том, как она попросила разрешить приехать к нему в концлагерь, о готовности переносить вместе с любимым любые невзгоды недавно сняли художественный фильм.

Всякий раз, когда журналистка Доминик Торрес рассказывала биографию своей бабушки Жанны (Жанно) Блюм, ей в ответ заявляли: «Об этом необходимо снять фильм!» И вот фильм о Жанне Левелье снят. Картина под названием Je ne rêve que de vous («Я только мечтаю о тебе») будет демонстрироваться в ближайшее время на Международном кинофестивале в Хайфе.

«Зрители приняли фильм с огромным волнением и интересом, у многих после просмотра на глазах были слезы на глазах, — рассказывает в интервью Haaretz историк Доминик Миссика, чья книга Je vous promets de revenir («Обещаю вам, что вернусь») была положена в основу сценария. — Обстоятельства личной жизни Леона Блюма сегодня мало кому известны».

Социалист Леон Блюм (1872–1950) часто ассоциируется с движением «Народный фронт», которое он возглавил, победив на парламентских выборах 1936 года. На посту премьер-министра он продвигал два важных закона: об оплачиваемом отпуске и о 40-часовой рабочей неделе.

Блюм пришел к власти в неспокойные времена. В Испании бушует гражданская война, на которую он отказался послать французские войска, чтобы сражаться на стороне республиканцев, о чем впоследствии сожалел. Тем временем Гитлер готовился к покорению всей Европы. В 1938 году Блюм под давлением Сената был вынужден уйти в отставку. Оказавшись же в отставке, ему пришлось столкнуться с направленным против него антисемитизмом.

Эльза Зильберштейн (слева) в роли Жанны

«Личность Леона Блюма представляла собой совокупность качеств, не вызывавших у тогдашнего простого француза симпатии: он был евреем, унаследовал от отца-фабриканта крупное состояние и активно поддерживал Дрейфуса, — говорит Миссика. —В 20-х годах он был засегдатаем модных литературных салонов. Он был элегантен, источал очарование, был окружен женщинами и мечтал о карьере литературного критика». Его встреча с социалистом Жаном Жоресом изменила жизнь галстучного фабриканта. Блюм решил заняться политикой в рядах социалистов.

«1938 год оказался для политика очень сложным, — говорит Мисика. — Он пребывал в депрессии из-за смерти своей жены Терезы, а антисемитские нападки на него не улучшили ситуацию. После вступления немецких войск во Францию ​​в 1940 году и жестокого поражения французской армии правительство Виши распорядилось арестовать Блюма и заключить его под стражу до суда над ним и его соратниками, который состоялся в 1943 году в городе Рьом».

Блюма обвинили в «заражении французов вирусом лености» и в «халатности при подготовке армии к войне». «Другими словами, он был виновным в великом поражении Франции и в ее оккупации рейхом, — говорит Миссика. — Несмотря на яркую речь в его защиту, правительство Виши передало его нацистам, которые отправили его в концентрационный лагерь Бухенвальд вместе с другими политиками, выступавшими против режима».

И в этот момент на сцену выходит Жанна Райхенбах, она же Жанна Торрес, она же Жанна Левелье. Наша героиня родилась в 1899 году в очень богатой еврейской семье. Ее отчим был сенатором, а их семейный салон привлекал писателей, художников и политиков. Одним из них был высокий и стройный мужчина, всегда безупречно одетый и с легкостью очаровывавший женщин: Леон Блюм.

Эльза Зильберштейн и Ипполит Жирардо в ролях Жанны и Леона Блюмов

«Жанне было 16 лет, высокая и стеснительная молодая женщина, — говорит Миссика. — Она восхищенно смотрела на 43-летнего Блума, который был женат, и, конечно, не обращал внимания на столь юную девушку, которая пожирала его глазами».

Несмотря на свою любовь к Блюму, в 20-летнем возрасте Жанна вышла замуж за популярного адвоката Анри Торреса, прославившегося как защитник анархистов и испанских республиканцев.

Торрес вел жизнь авантюриста и ловеласа. Жанна не могла смириться с амурными похождениями мужа и развелась с ним, хотя в их семье уже было двое сыновей. Вскоре после этого она вышла замуж за Анри Райхенбаха, богатого еврея, который владел сетью продовольственных магазинов Prisunic.

С 1938 года, когда умерла Тереза Блум, Жанна Рейхенбах вступила с новоиспеченным вдовцом в интимную связь, которую даже не скрывала от Райхенбаха, хотя он не раз угрожал покончить жизнь самоубийством, если Жанна уйдет от него.

После установления нацистской оккупации Жанна сперва обеспечила безопасность своих сыновей. Старший сын, болезненный Жан, был укрыт в семье их слуги, младший, Жорж, уехал к отцу в Бразилию. После этого Жанна заявила Райхенбаху, что уходит к Блюму, который в то время находился в заключении в форте Шазерон. Муж смиренно принял ее волю и тоже эмигрировал в Бразилию, где вскоре покончил с собой.

Жанне, коль скоро она не была родственницей Блюма, не разрешали навещать его в тюремной камере. В марте 1943-го он был переведен в Бухенвальд вместе с Эдуаром Даладье и другими политиками. И тут Жанна доказала свою невероятную смелость. Ей удалось попасть на встречу с премьер-министром правительства Виши Пьером Лавалем и попросить разрешить выйти за Блюма замуж. Как ни удивительно, ее просьба была исполнена.

Гражданскую церемонию бракосочетания двух евреев провел офицер СС. В Бухенвальде пара содержалась в относительном комфорте, но в постоянном страхе, что их отправят в газовую камеру. 4 мая союзники освободили их в Северной Италии. Несколько дней спустя Леон и Жанна ступили на землю Франции. По возвращении в Париж Жанне сообщили, что ее сын Жорж уехал из Бразилии в Англию, где поступил в армию де Голля. Он пересек Ла-Манш с союзными войсками в июне 1944 года, а в ноябре был убит под Страсбургом.

Супруги Блюм в 1946 году

Но еще до этого, находясь в Англии, Жорж женился на Терезке Шварц, дочери польского скульптора Марека Шварца, крещеного еврея. В феврале 1945 года в Лондоне родилась Доминик.

После смерти Леона Блюма Жанна посвятила себя благотворительности и открыла под Парижем школу для молодых женщин, не получивших в срок среднего образования. Жанна пережила Леона Блюма на 32 года и в возрасте 83 лет покончила жизнь самоубийством, причем объявила о своем намерении заранее и ее пытался отговорить — но безуспешно — тогдашний президент Франции Франсуа Миттеран.

Похожие статьи