|
Яна Любарская
Яна Любарская

«Список Гелен»: Бельгийская учительница, спасавшая еврейских детей

Израильский национальный мемориал Катастрофы и Героизма Яд Вашем и архив музея, собрали немало душераздирающих, невероятных человеческих историй, как самих евреев, так и Праведников народов мира. Герои этой статьи, отважные, потрясающие, очень сильные духом люди, спасавшие евреев в странах Европы во времена Шоа ценой своей жизни, высоко отмечены израильским комплексом памяти Холокоста.

Известно, что сразу после оккупации Бельгии, фашисты ввели ряд антиеврейских законов и постановлений, запретив исполнение иудейских религиозных обрядов, ограничив гражданские права детей Сиона, конфисковав их предприятия и не допуская к работе по ряду профессий. Евреи были направлены на принудительные работы, участвовали в строительстве военных укреплений в Северной Франции, а также на некотором количестве государственных объектов. В начале 1942-го года нацисты приказали всем евреям страны носить желтую звезду, а 22 июля 1942-го года - приступили к истреблению оставшихся замученных людей. Их вызывали будто бы для устройства на работу, а на самом деле отправляли в транзитные концентрационные тюрьмы Бреендонк и Мехелен, высылали в лагеря смерти, в основном, в Освенцим.

Первая депортация евреев из Бельгии состоялась 4 августа 1942-го года, вывоз несчастных осуществлялся до июля 1944-го года. По разным данным, от 25 437 до 25 631 евреев были отправлены в лагеря смерти, из них - лишь 1244 пережили войну после которой в Бельгии осталось около 40 тысяч евреев. К чудесному спасению выживших приложила руку и храбрая бельгийская учительница, о которой пойдет речь далее.  

Двадцатилетняя учительница одной из школ Брюсселя — Андре Гелен, впервые столкнулась с преследованием евреев, когда однажды часть ее учеников появилась на уроках с нашитой на одежде желтой звездой Давида. Как и многие другие бельгийцы, она поначалу не обращала внимания на действия нацистов, но когда лично столкнулась с унизительной дискриминацией любимых учеников, решила действовать.

Андре попросила всех одноклассников носить фартуки, чтобы закрыть вопиющую “маркировку”, навязанную нацистами. Позже, отважная девушка познакомилась с Идой Штерно из подпольной организации "Комитет защиты евреев" ("Comité de Défence des Juifs"), спасавшей еврейских детей от депортации и гибели. Ида Штерно как раз нуждалась в надежном партнере из Бельгии, который мог бы помочь сопровождать ребят в укрытие.

Гелен стала активным членом данного комитета и ей выпала нелегкая задача убеждать родителей расстаться с детьми ради их спасения. Педагог покинула дом своих родителей и переехала в школу - интернат «Gaty de Gamont». Там она жила и преподавала. В этих же стенах прятались двенадцать еврейских учеников. Важно отметить, что предоставление убежища еврейским ученикам стало возможным по инициативе директора школы, Одли Оварта.

В мае 1943-го года немцы посреди ночи провели по школе жуткий рейд, причем никто не сомневался, что визит нацистов стал следствием доноса. Учеников жестко разбудили и вытащили из кроватей, для того чтобы установить их личности. Время облавы было выбрано специально, за окном стояли христианские праздничные дни, все нееврейские ученики находились в квартирах своих семей, в то время, как еврейские школьники оставившие свои дома и родителей, находились в интернате. Дети были немедленно задержаны, а учителя вызваны на допрос.

Андре Гелен вела себя с немцами бесстрашно, и когда те спросили, не стыдно ли ей учить евреев, ответила достаточно резко — “А вам не стыдно вести войну против еврейских детей?..”    
Каким-то чудом в ту роковую ночь девушке удалось избежать ареста. Одли Оварт и ее муж были схвачены нацистами и депортированы в концлагеря, где впоследствии погибли. Оба они признаны комплексом Яд Вашем Праведниками народов мира.

Страшный инцидент случившийся в стенах учебного заведения не помешал отважной блондинке продолжать нелегальную работу. Напротив, покинув школу в эту же ночь, она поспешила к другим своим еврейским ученикам сообщить, что возвращаться в школу небезопасно. Бесстрашная учительница продолжала подпольную деятельность, но теперь скрывалась под новым именем — Клод Форнье, полностью перейдя на нелегальное существование. Ее участие в спасении детей евреев с этого момента стало еще более активным.


Андре Гелен в Брюсселе во время немецкой оккупации

Скрываясь под именем Андре, Гелен сняла квартиру вместе с Идой Штерно из "Комитета защиты евреев". Связь со спасательными организациями поддерживалась девушками с помощью секретных почтовых ящиков, один из которых находился в антикварном магазине Брюсселя.  
Более двух лет Гелен забирала детей из еврейских семей и доставляла их в христианские семьи и монастыри. Сначала она убеждалась, что люди способны принять детей, потом навещала и заботилась об их потребностях.  

“Мы с Идой отправились забирать детей у родителей, просивших у нас помощи. Заранее просили взрослых подготовить чемодан, уточнив, что вернемся через день-два. До сих пор плачу, когда вспоминаю о тех временах, когда приходилось заниматься этим. Особенно мучительно было отнимать у мам и пап 2-х и 3-х летних малышей ...”, — писала Гелен в своих воспоминаниях.

Выполняя свою нелегкую миссию Андре записывала в тайный дневник прежние и новые имена детей, их старые и новые адреса. Многие из этих детей никогда больше не увидели своих родителей.

Зачастую, спасая еврейских мальчишек и девчонок, Ида и Андре попадали в облавы, в опасные ситуации — дороги перекрыты, немецкие солдаты стоят на каждом углу, видны грузовики для транспортировки пойманных. К счастью, девушкам часто удавалось избежать беды — они проходили через дорожные заставы с одним ребенком в коляске, держа за руки еще двоих и пользуясь тем, что солдаты избегали многодетных матерей.

“Забирая детей, мы никогда не говорили родителям, где их спрячем. Осознаю, как это было жестоко по отношению к ним, передававшим свое чадо неизвестным людям. Мы, конечно, не рассказывали им о себе, но лишь представлялись членами движения Сопротивления, не имея возможности сообщить, куда забирают их ребенка. Это было неизбежной мерой безопасности. Мы по опыту знали, что если дать родителям адрес, взяв с них обещание не навещать своих отпрысков, они не смогут удержаться и тем самым раскроют убежище, подвергнув опасности жизнь и своих детей и их спасителей…


Памятник жертвам концлагеря Бреендонк (Бельгия)

Однажды, мне пришлось переправлять двухлетнего Чарльза С. в Везенбек, в семью фермеров. У них уже скрывались двое детей, мне необходимо было переправить их в другое место. По прибытии я обнаружила, что у обоих ребят чесотка. Было очевидно, что оставить там маленького Чарльза невозможно и я забрала его с собой в школьный пансион, где в то время проживала, чтобы подыскать для него другое место. В ту ночь в школе произошла облава, ребенка забрали в транзитный лагерь Мехелен. В то время, сирот не депортировали в лагеря, а передавали на попечение официальных еврейских организаций. Морис Хейбер, находившийся в Мехелене, помог нам освободить мальчонку из лагеря и определить его, будто бы больного дифтерией, на лечение в больницу Сен-Пьер. Там он, якобы, «умер» и мы поселили его под вымышленным именем у садовников”, — описывала те жуткие времена Андре Гелен.

 В мае 1944-го года, Иду Штерно задержало гестапо. Ее отправили в лагерь Малинз. Андре снова пришлось скрываться, но она сумела навестить подругу используя псевдоним.

Бывшая учительница продолжала свою важнейшую работу до последнего момента. После освобождения Бельгии от нацистов женщина организовала деятельность в «обратном направлении», и теперь забирала детей, чтобы вернуть родителям или родственникам. На протяжении многих лет она оставалась на связи с теми самыми спасенными еврейскими ребятами, уделяла им внимание, вспоминала каждую деталь их детства.


Андре Гелен с одним из спасенных. Музей истории Катастрофы, Яд Вашем, 2007

В 1989-м году, эта хрупкая, но такая мужественная жительница Европы была признана Праведником народов мира. Она посетила мемориал Яд Вашем, где проходила церемония, посвященная спасенным бельгийцами еврейским детям. На том торжественном мероприятии, Андре Гелен с соответствующими почестями присвоили гражданство государства Израиль.

К счастью, сегодня, публичное отрицание Холокоста в Бельгии является уголовным преступлением нарушение которого карается тюремным заключением до 1 года и штрафом до 2500 евро. В марте 2008-го года, правительство страны и бельгийские банки согласовали выплату компенсации в размере 110 миллионов евро пережившим Холокост семьям жертв нацистов и еврейской общине страны. 


Андре Гелен в Яд Вашем, 18 июня 2000

Похожие статьи