|
Юрий Табак
Юрий Табак

Как Виленский гаон Суккот в заключении проводил

В 60-х годах 19 в. широкий резонанс в Италии вызвало дело Эдгардо Мортары. 

Еврейский мальчик Эдгардо был болен, и служанка-христианка тайно крестила его (по ее словам, она опасалась, что некрещеный ребенок попадет в ад). Властям стало известно об этом случае, а, согласно итальянским законам того времени, евреям запрещалось воспитывать ребенка-христианина, даже если они были его родителями.

Эдгардо в детстве

В итоге, 23 июня 1858 г. шестилетнего Эдгардо отобрали у семьи, перевезли из Болоньи в Рим и поместили в специальный приют для крещеных еврейских детей. Никакие протесты общественности и влиятельных зарубежных политиков не возымели действия, и семье не удавалось вернуть ребенка. В 19-летнем возрасте сам Эдгардо заявил, что привержен католической вере, потом стал священником, миссионерствовал и умер в монастыре в преклонном возрасте.

Взрослый Эдгардо

Почти на 70 лет раньше, 2 декабря 1787 г., семнадцатилетний сын главы виленской еврейской общины Гирш бен Абба Вольф пришел в доминиканский монастырь с просьбой крестить его. Исследователи отрицают факт какого-либо принуждения, считая решение Гирша самостоятельным.

Но не тут-то было. Отец Гирша и его братья, при непосредственном благословении и руководстве Виленского гаона, организовали похищение юноши из монастыря, которое тянет на хороший детектив. Впоследствии их всех посадили на недолгий срок в тюрьму, где гаон даже совершил подвиг веры. Посадка случилась на праздник Суккот, но тюремщики, естественно, не озаботились обеспечить гаона суккой. Но гаон таки не нарушил заповеди насчет необходимости спать в шалаше: он просто не спал до тех пор и мерял ногами камеру, пока его не выпустили. Интересно, сколько времени в общей сложности он не спал? (точное время его пребывания в тюрьме неизвестно, но добровольцы в Америке всего за 100 долларов не спали больше трех суток).

Виленский гаон

Добавим: к сожалению, в отличие от Эдгардо Мортары, дальнейшую судьбу Гирша бен Абба Вольфа (ставшего Винцентом Нюйманом) проследить не удалось. А посадка Виленского гаона, в отличие от посадки его заклятого оппонента, Шнеура-Залмана из Ляд, как-то не слишком рекламируется — даже несмотря на подвиг веры.

 

Похожие статьи