Названия улиц израильских городов неплохо отражают историю еврейского государства. В прошлом среди тех, в честь кого называли улицы, доминировали идеологи сионизма и отцы-основатели государства. Почти в любом израильском городе можно встретить улицы Теодора Герцля, Хаима Арлозорова, Зеева Жаботинского, Давида Бен-Гуриона, Моше Шарета. Но сегодня, по словам профессора Маоза Азарьяху, возглавляющего Институт изучения сионизма им. Герцля в Хайфском университете, тенденция изменилась: на смену политикам приходят люди искусства.
Профессор Азарьяху тщательно исследовал эту тему и написал книгу «Названо в честь». Он пришел к выводу, что деятели культуры предпочтительнее политиков по той причине, что их имена, как правило, ни у кого не вызывают возражений. Кто будет против того, что улицу назовут в честь, например, композитора Наоми Шемер? На самом деле, чаще всего улицы в Израиле называют в честь деревьев. За ними следуют художники, писатели, композиторы, сообщает Globes.
Практика подтверждает мнение профессора. В честь композитора и поэта Наоми Шемер, автора знаменитой песни «Йерушалаим шель захав», умершей в 2004 году, названо множество улиц по всему Израилю, в том числе в Явне, Кирьят-Бялике, Холоне, Кфар-Сабе и Акко.
Напротив, в честь премьер-министра Ариэля Шарона (умер в 2014-м), который за годы своей каденции разочаровал и левых, и правых, названы улицы лишь в двух из 30 крупнейших городов Израиля: Иерусалиме и Гиватаиме. В честь премьера Ицхака Шамира (умер в 2012-м) названы улицы в четырех городах: Беэр-Шеве, Ашдоде, Петах-Тикве и Гиват-Шмуэле.
Между тем в честь певца и композитора Узи Хитмана (умер в 2004-м) и писательницы Дворы Омер (умерла в 2013-м) названы улицы в четырех из 30 крупнейших городов. Также популярными личностями, в честь которых называют улицы, стали певец и актер Арик Айнштейн (ум. 2013), певица Яффа Яркони (ум. 2012), актриса Хана Марон (ум. 2014).
Власти некоторых городов приняли специальные решения отказаться называть улицы как в честь политиков, так и в честь представителей творческой интеллигенции. Так, например, поступили власти Лода, где все улицы называют в честь героев Танаха. Модиин выбрал названия израильских лесов, Хадера — израильских лауреатов Нобелевской премии, Беэр-Шева же называет свои улицы в честь растений, таких как лимон и розмарин.
Как отмечает профессор Азарьяху, в первые годы существования Израиля улицы чаще всего называли или в честь персонажей из еврейской истории, особенно древней и средневековой (Иегуда Маккаби, Иегуда Галеви), или в честь сионистских деятелей и политиков молодого государства.
С недавнего времени существует традиция не называть улицу сразу после смерти той или иной личности, но подождать несколько лет. Правда, например, в честь умершего в 2016 году Шимона Переса уже назвали улицы в Ришон-ле-Ционе и Хадере. Однако тенденция очевидна: политики как кандидаты для переименований выходят из моды.
Профессор Азарьяху уверен, что вскоре множество улиц назовут в честь умершего в 2013 году раввина Овадии Йосефа. Лод и Петах-Тиква уже назвали улицы в его честь, а Хадера и Кирьят-Гат сделали это еще при его жизни.
Профессор Азарьяху отмечает, что тенденция к политкорректности означает, что хотя в прошлом улицы чаще всего называли в честь ашкеназов и мужчин, в будущем их, скорее всего, будут называть в честь сефардов и женщин. «Возьмите, к примеру, Овадию Йосефа, — сказал — Азарьяху. — Улицы в его честь будут повсюду. У меня есть информация, что даже в Тель-Авиве планируют таким образом увековечить его память, хотя пока неизвестно где именно. Он слишком важная фигура, и никто не скажет “нет”. И это также касается женщин. Политкорректность все активнее входит в моду, поэтому вскоре мы увидим множество улиц, названных в честь женщин. Особенно широкие перспективы откроются перед женщинами сефардского происхождения.